4 благодарности остеопата

обучение остеопатии

Фото: Sharon Pittaway

Кому направлены 4 благодарности остеопата: учителям, коллегам, хейтерам и пациентам.

Остеопата надо готовить медленно… Тщательно отобрать ингредиенты, все продумать, подготовить посуду, стол, инструменты, воду, создать воодушевлённое настроение, войти в ресурсное состояние и… начать! Кухня остеопатии — трудное и тонкое дело, не терпящее суеты. Наскоком здесь не получится. 

Остеопат готовится медленно. Вымачивается (в жидкостных техниках), разминается (в ТЖО и мягкотканных техниках), ломается (в трастах и слагах), покоится (в краниальном поле), парится (в анатомии) и томится (в послеобеденном БЛТ).

Сам по себе остеопат не получается. Для его появления требуются определенные условия и причины. Одними из необходимого набора условий являются 4 источника, которым остеопат благодарен. Эти источники следующие: учителя, коллеги, хейтеры и пациенты. 

Учителя

Остеопатия — искусство, передаваемое из рук в руки. Невозможно обучиться остеопатии по книгам, статьям, или видео. Однажды заметил, что жёсткий диск с 200Гб разного рода видео по остеопатии я ни разу не смотрел, а какой то момент на занятии, или совместном приёме запомнился на всю жизнь. Это было открытие!

Кто то до нас уже шёл по пути постижения, и накопил опыт, смог его осознать, и передать в понятной нам форме. Это очень важное качество — умение рассказать понятным языком. Есть очень хорошие остеопаты, но они не могут ничего передать, потому что не могут это сформулировать — у них нет методологии. Другое важное качество учителя — это щедрость. Опыт, щедрость, открытость и методология — в сумме дают учителя.

«Опыт, щедрость, открытость и методология — в сумме дают учителя»

Чтобы увидеть сложный процесс надо дорасти до уровня его понимания. Поэтому, на занятиях, или практике бывают ситуации недоумения: «А зачем нам это надо?», «Это лишнее», «Это не важно», «Старик спятил». Проходят годы и понимание приходит, а назад уже не вернуться. Кого то уже и нет на этом свете

Благодарен преподавателям СПб Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова (сейчас: Северо-Западный Государственный Медицинский Университет им. Мечникова), своему первому учителю и тренеру — Сергею Игоревичу Соколову, преподавателям Института Остеопатической Медицины (сейчас: Институт Остеопатической Медицины им. В.Л.Андрианова), Института Остеопатии Санкт-Петербурга (кафедры остеопатии Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им. Мечникова), Института Апледжера в России и другим Учителям! Спасибо!

Коллеги

Коллеги — это тоже учителя. Да и учителя со временем могут превращаться в коллег. Суммарный, накопительный опыт превосходит опыт частной практики. Институт ординаторских — одно из лучших изобретений медицины. 

В коридорах семинаров часто обсуждается то, о чём не говорят на занятиях. Рассказ о проблеме, или её удачном решении часто даёт другому полезное знание. Чужой опыт — тоже опыт. Часто то, что представляет сложность для одного, не представляет проблемы для другого. Обсуждая свою практику мы наполняемся, проводим ревизию, учимся и учим одновременно. 

Очень интересно бывать в качестве пациента у остеопата другой школы, или у остеопата с которым давно не виделся. Иногда логика его действий не понятна, и тогда начинается своё открытие. Это очень полезно — смотреть на мир другими глазами, не осумковываться. 

В остеопатию, в основном, приходят опытные врачи, проработавшие годы, а то и десятилетия в другой специальности. Базовое врачебное образование, конечно, даёт возможность врачу понять суть почти любого патологического процесса, метода диагностики и лечения, но это очень приблизительно, только на уровне принципа

Нюансы специальности понятны только специалистам. Все врачи знают как формируется картина крови, как выглядит асфиксия на вскрытии, или как препарировать кариозную полость, но… Все врачи знают как делается аппендектомия, или трепанация черепа, но сделать это могут только врачи-хирурги, которые уже участвовали в таких операциях.

Безмерно благодарен коллегам, с которыми пришлось поработать, поучиться, пообщаться. Благодаря соцсетям и мессенджерам это общение не прекращается ни на день. Почитав статьи и заметки коллег иногда такое находишь! Сам бы ни за что не догадался! Коллеги же дают ощущение общности, потока, усиливающего единения. Спасибо!

Очень стимулирует чужой успех. Как он это делает?! — думаешь, иногда, про кого то из коллег. Где он научился этому? С кем он общается? Какие книги читает? Как он работает? Как и что он думает? Моделирование мастерства возможно, даже так — оно неизбежно, но надо быть, общаться, смотреть, обсуждать, делиться

А конкуренция? Конкуренции среди остеопатов, работающих «на земле», я не вижу. Может она и есть где то, но среди врачей явления конкуренции не характерны. Всем находится работа. Если остеопатов много, то они нишуются по своим предпочтениям: новорожденные, дети, старушки, спортсмены, многодетные, олигархи, беременные и тд. Если остеопатов мало, то им, и подавно, нечего делить. 

Конкуренция есть на уровне руководителей и владельцев бизнесов: медцентров, школ, сообществ. Но, это, собственно, и не остеопатия — это бизнес: влияние, авторитет, сила. «… уста их мягче масла, а в сердце их вражда. Слова их нежнее елея, но они суть обнажённые мечи» (Псалом 54:22).

«уста их мягче масла, а в сердце их вражда. Слова их нежнее елея, но они суть обнажённые мечи»

Хейтеры

Критики остеопатии много. Чем больше остеопатии, тем больше критики. Часть критики связана с несовершенством теории, часть критики обусловлена завистью, часть — проявление критики как самостоятельного явления — эти ненавидят и критикуют всё, что попадает в их пространство. 

Ненавистники и критики — люди разные. Несовершенство теории — слабое место остеопатии. Из за своего верования, убежденности, привязанности (к своему мнению, традиции школы, или авторитету учителя) можно не видеть ошибочного воззрения, и этим дать повод усомниться в большем, в остеопатии вообще. Критики дают нам возможность довести теорию до совершенства. Они видят слабые места, противоречия, несоответствия базовым биологическим и медицинским знаниям. 

В студии Диснея работало 2 группы: одна была не ограничена в своем творчестве, а другая имела задачу найти ошибки, ляпы, неэтичные сцены — так мультфильмы полировались между двумя камнями: свободы и критики. Критики остеопатии — большие её помощники, и чем выше интеллектуальный и профессиональный уровень критика, тем больше пользы для остеопатии. 

Одна телеведущая наговорила в эфире телеканала с многомиллионной аудиторий лишнего про остеопатию, как специальность. Остеопатия — это не «сферический конь в вакууме» и у остеопатии, естественно, есть свои минусы (отдельные недостатки). Я, лично, очень благодарен этой женщине! Из за неё несколько миллионов человек вообще впервые услышали об остеопатии. Это может помочь им найти специалиста в своём городе. Спасибо! Вместе мы делаем одно дело!

Я благодарен хейтерам, критикам, врагам и ненавистникам остеопатии! Вы воспитываете в нас благодушие, нейтральность и любовь. Вы показываете наши душевные и психологические изъяны, провоцируя нас на ответную реакцию. Вы оголяете слабые места остеопатии, освещаете теоретические ошибки и неточности, ляпы и очепятки, позволяя нам дорабатывать систему до совершенства. Спасибо!

Пациенты

Остеопатия без пациентов — это онанизм. Всё что мы делаем, и на что мы это делаем, происходит благодаря пациентам. Маленькие и большие, молодые и зрелые, больные и здоровые, обнадёживающие и бесперспективные, понятные и загадочные, благодарные и негодующие — вам спасибо!

Сколько раз были ситуации, когда опускались руки, когда думал: “Ну, всё! Не особо у тебя получается. Займись ка лучше другим делом…”. Особенно тяжело приходилось во время учёбы — было искушение вернуться в прошлую специальность, где чувствовал себя уверенно. Но, тут появлялся пациент и говорил: “Вы знаете, а мне стало значительно лучше. После прошлого приёма боли ушли, силы вернулись, и даже — я вам об этой не говорил, но перестала беспокоить старая проблема. Спасибо!”.

Ну, всё! Не особо у тебя получается. Займись ка лучше другим делом…

Конечно раскачивать своё Эго благодарностями и обвинениями не самый перспективный путь, но сколько не занимайся психологией, всё равно остаешься человеком. Обратная связь, реакция в виде “Да, хорошо”, или “Нет, плохо” очень полезный процесс. Накапливается опыт успешных стратегий, формируется подход, который работает именно у тебя — в нём используются самые лучшие качества, способности, навык

Негативные отзывы. Болезненная тема для врача. Полезно смотреть собственные реакции на негативный отзыв. Что это? Какая первая реакция?

агрессия,

шок,

стыд,

досада,

недоумение,

вина?

Что происходит дальше?

оправдание,

нападение,

обесценивание,

бегство,

анестезия?

Эти чувства испытывались нами когда то ранее? Болезненная реакция на негативный отзыв, как правило, идёт издалека: семья, детский сад, школа, пионерский лагерь…

«Посмотрите-ка на засранца!»

Здесь навалил в штаны и воспитатель поставила тебя в центр круга: “Посмотрите-ка на засранца!”, здесь вытащил у папы рубль из кошелька на мороженое — “Сынок — ты вор! Не сын ты мне после этого!”, здесь учитель поставила тройку и мама назидательно: ”Ты должна учиться хорошо! Твоя бабушка кандидат наук!”, здесь во время лагерной спартакиады не смогла перепрыгнуть через снаряд и все засмеялись…

Благодаря пациентам и их обратной связи мы можем улучшиться и улучшить свой сервис. Это касается и личного развития, и развития медцентра. Обратная связь показывает: всё ли делается правильно, показывает где есть недоработки, кривые углы, которые врачу не видны — он смотрит с другого ракурса.

Советский народ — страдалец, которого в основном нам и приходится лечить, не привык ни к сервису, ни к ответственности за своё здоровье. Доверительное и честное общение врача и пациента полезно обеим сторонам. 

Учителя, коллеги, хейтеры и пациенты — благодаря вам рождается и развивается остеопат. Спасибо вам! Спасибо!

Врач-остеопат Арсений Гуричев