Остеопатия — возвращение функционального смысла

суть остеопатии

Фото: Amanda Sandlin

Остеопатия, как способ повреждённому и больному человеку вернуть через телесность свой функциональный смысл.

Болезнь = повреждение

Рассматривая болезнь как проявление повреждения – действия физических, химических, биологических, психических и иных факторов, можно установить два уровня изменений: нарушение структуры (анатомии) и нарушение функции (физиологии).

Повреждение затрагивает все слои: непосредственно область повреждения, соединительную ткань (фасции, жир, кровь etc), нервную систему, а также цепочки адаптаций и компенсаций, часто проявляющие самые причудливые анатомические и эмбриональные связи.

Телесность

Сцена деятельности остеопата, его коммуникативная область – это телесность. Телом занимаются многие специалисты: хирурги, массажисты, спортивные инструкторы и другие, но для каждого из специалистов телесность имеет свой контекст:

  • безвольный объект для манипуляции, или
  • феномен дрессировки, или
  • возможность для скульптурирования, или
  • способ проверки своих мануальных способностей.

Объект коммуникации для остеопата – это тканевое сознание, это проявленная телесность.

Некоторые остеопаты отрицают телесность, презирают её, фокусируясь на сознании и витальности, а есть остеопаты отрицающие тканевое сознание, перекладывая все на мануальный навык, ловко щёлкая суставами, или трудолюбиво разминая плоть…

«Да, ты прав. Да, и ты прав».

Реакции

Если на тканевом уровне повреждение — это нарушение структуры, как результат действия в прошлом, то на уровне тканевого сознания повреждение – это реакция «здесь и сейчас», проявляющая симптом:

  • замереть (паралич, некроз) или
  • сжаться (спазм) или
  • закричать (боль) или
  • убежать (кровотечение).

Это древние и устойчивые реакции, и часто они неуклюжи, как симпатоадреналовый криз, и сами по себе являются травмирующими. Способность среагировать определяется многими условиями, важнейший из которых – это время.

Человек может развиваться, обучаться и «окультуриваться», он может очаровываться модными целительными концепциями в стиле New Age, или поддаваться иллюзии современной «доказательной» техно-медицины, но повреждение откатывает его на более древние реакции, на примитивные стратегии выживания, возвращает его в телесность.

Время

Повреждение и болезнь, соответственно, может протекать с разным темпом и длительностью:

  • Grave = медленно, значительно и тяжело (как рак), или
  • Largo = широко, очень медленно (как рассеянный склероз), или
  • Adagio = медленно, спокойно (как гепатит), или
  • Moderato = умеренно, сдержанно (как подострая субдуральная гематома), или
  • Allegro = скорый темп (как судороги), или
  • Prestissimo = в высшей степени быстро (как паркинсонизм).

Условие времени даёт некую свободу для выбора адаптации и возможности, чтобы её реализовать.

Фактор времени иногда обладает решающим в повреждении, дополняя энергию – массу, химическую, или другую: радиационную, температурную, биологическую активность. От времени действия зависит успеют ли ткани и жидкости измениться с наименьшим повреждением (с минимальным необратимым изменением).

Абсолют и контекст

  • 9 граммовая пуля, или
  • 120 нанометровый вирус, или
  • 70 децибелловый крик ребёнка, или
  • 0,05 граммовый бета-блокатор, или
  • 5 ммоль/л разница уровня глюкозы, или
  • 0,2 сантиметровая ниточка от марли, оставленная в мозгу на операции…

Абсолютность размера уравновешивается контекстом.

Возврат по линии времени

Из «здесь и теперь» в «там и тогда» — это путешествие даёт возможность перепрожить «там и тогда» с новыми ресурсами: опытом, взрослостью, умениями, знаниями, навыками, и даже, если всё это значительно не изменилось, то с большим временем, которого «там и тогда» не хватило для изменения с наименьшим повреждением.

Фазы/этапы

Повреждение проходит ряд этапов (по работам: Элизабет Кюблер-Росс, Блюма Зейгарник, Анн Анселин Шутценбергер), ниспадая до грусти и возвышаясь до обретения смысла:

  • Шок и упадок сил
  • Отказ и отрицание
  • Гнев и непринятие
  • Страх и депрессия
  • Грусть
  • Принятие и прощение
  • Поиск смысла и возвращение
  • Ясность и обретённый мир.

Поврежденный человек может застрять в ниспадающих до грусти фазах, оказавшись зажатым прошлым, пережёвывая и «наслаждаясь» симптомами своей болезни: болями, ограничением подвижности или другими нарушениями функций.

Суть остеопатии

Суть остеопатической работы может быть сведена к тому, чтобы во время тканевого диалога или наблюдения за тканями (инструмент – пальпация) следовать за ходом изменений, что бы помочь человеку:

  1. Выразить боль травмы в безопасных условиях (телесно-эмоциональное освобождение, обострение симптома на приёме, характерное для детей, подъем симптома из прошлого, характерный для пожилых пациентов).
  2. Побыть воспринимаемым без осуждения (поиск здоровья, а не болезни, принятие орущих детей, не директивные мануальные техники, отсутствие советов в стиле: «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным»).
  3. Быстрее адаптироваться к повреждению и репарироваться (глобальные техники в остеопатии, общее остеопатическое лечение, фасциальные и краниосакральные техники, энергетическая остеопатия).

В результате этого (1,2,3) помочь найти его телесный индивидуальный и контекстуальный смысл.

Modus operandi

Достаточно ли для этого небольшого воздействия, или вообще одного присутствия? Иногда «достаточно совсем малой вещи что бы произвести изменение, так как все существует в равновесии сил» (Курт Левин — Kurt Zadek Lewin).

Механизм действия описывают в зависимости от традиции, школы, верования, опыта все по-разному: высвобождение, постановка на место, возвращение нормального хода разного рода энергий — от механических до виталистических, etc

Путь через телесность

И если остеопатия может быть рассмотрена как Путь (path, путь) или Патч (patch, заплатка) через телесность (исторически: кость, как метафору самого глубокого и сущностного), то мы можем осознано это делать, уверовавшие в том, что чем ближе мы к сущностному изменению, тем быстрее и с большими эффектами мы поможем человеку вернуть эту сущность, этот индивидуальный смысл.

Врач-остеопат Арсений Гуричев