Остеопатия, как способ повреждённому и больному человеку вернуть через телесность свой функциональный смысл.
Болезнь = повреждение
Рассматривая болезнь как проявление повреждения – действия физических, химических, биологических, психических и иных факторов, можно установить два уровня изменений: нарушение структуры (анатомии) и нарушение функции (физиологии).
Повреждение затрагивает все слои: непосредственно область повреждения, соединительную ткань (фасции, жир, кровь etc), нервную систему, а также цепочки адаптаций и компенсаций, часто проявляющие самые причудливые анатомические и эмбриональные связи.
Телесность
Сцена деятельности остеопата, его коммуникативная область – это телесность. Телом занимаются многие специалисты: хирурги, массажисты, спортивные инструкторы и другие, но для каждого из специалистов телесность имеет свой контекст:
- безвольный объект для манипуляции, или
- феномен дрессировки, или
- возможность для скульптурирования, или
- способ проверки своих мануальных способностей.
Объект коммуникации для остеопата – это тканевое сознание, это проявленная телесность.
Некоторые остеопаты отрицают телесность, презирают её, фокусируясь на сознании и витальности, а есть остеопаты отрицающие тканевое сознание, перекладывая все на мануальный навык, ловко щёлкая суставами, или трудолюбиво разминая плоть…
«Да, ты прав. Да, и ты прав».
Реакции
Если на тканевом уровне повреждение — это нарушение структуры, как результат действия в прошлом, то на уровне тканевого сознания повреждение – это реакция «здесь и сейчас», проявляющая симптом:
- замереть (паралич, некроз) или
- сжаться (спазм) или
- закричать (боль) или
- убежать (кровотечение).
Это древние и устойчивые реакции, и часто они неуклюжи, как симпатоадреналовый криз, и сами по себе являются травмирующими. Способность среагировать определяется многими условиями, важнейший из которых – это время.
Человек может развиваться, обучаться и «окультуриваться», он может очаровываться модными целительными концепциями в стиле New Age, или поддаваться иллюзии современной «доказательной» техно-медицины, но повреждение откатывает его на более древние реакции, на примитивные стратегии выживания, возвращает его в телесность.
Время
Повреждение и болезнь, соответственно, может протекать с разным темпом и длительностью:
- Grave = медленно, значительно и тяжело (как рак), или
- Largo = широко, очень медленно (как рассеянный склероз), или
- Adagio = медленно, спокойно (как гепатит), или
- Moderato = умеренно, сдержанно (как подострая субдуральная гематома), или
- Allegro = скорый темп (как судороги), или
- Prestissimo = в высшей степени быстро (как паркинсонизм).
Условие времени даёт некую свободу для выбора адаптации и возможности, чтобы её реализовать.
Фактор времени иногда обладает решающим в повреждении, дополняя энергию – массу, химическую, или другую: радиационную, температурную, биологическую активность. От времени действия зависит успеют ли ткани и жидкости измениться с наименьшим повреждением (с минимальным необратимым изменением).
Абсолют и контекст
- 9 граммовая пуля, или
- 120 нанометровый вирус, или
- 70 децибелловый крик ребёнка, или
- 0,05 граммовый бета-блокатор, или
- 5 ммоль/л разница уровня глюкозы, или
- 0,2 сантиметровая ниточка от марли, оставленная в мозгу на операции…
Абсолютность размера уравновешивается контекстом.
Возврат по линии времени
Из «здесь и теперь» в «там и тогда» — это путешествие даёт возможность перепрожить «там и тогда» с новыми ресурсами: опытом, взрослостью, умениями, знаниями, навыками, и даже, если всё это значительно не изменилось, то с большим временем, которого «там и тогда» не хватило для изменения с наименьшим повреждением.
Фазы/этапы
Повреждение проходит ряд этапов (по работам: Элизабет Кюблер-Росс, Блюма Зейгарник, Анн Анселин Шутценбергер), ниспадая до грусти и возвышаясь до обретения смысла:
- Шок и упадок сил
- Отказ и отрицание
- Гнев и непринятие
- Страх и депрессия
- Грусть
- Принятие и прощение
- Поиск смысла и возвращение
- Ясность и обретённый мир.
Поврежденный человек может застрять в ниспадающих до грусти фазах, оказавшись зажатым прошлым, пережёвывая и «наслаждаясь» симптомами своей болезни: болями, ограничением подвижности или другими нарушениями функций.
Суть остеопатии
Суть остеопатической работы может быть сведена к тому, чтобы во время тканевого диалога или наблюдения за тканями (инструмент – пальпация) следовать за ходом изменений, что бы помочь человеку:
- Выразить боль травмы в безопасных условиях (телесно-эмоциональное освобождение, обострение симптома на приёме, характерное для детей, подъем симптома из прошлого, характерный для пожилых пациентов).
- Побыть воспринимаемым без осуждения (поиск здоровья, а не болезни, принятие орущих детей, не директивные мануальные техники, отсутствие советов в стиле: «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным»).
- Быстрее адаптироваться к повреждению и репарироваться (глобальные техники в остеопатии, общее остеопатическое лечение, фасциальные и краниосакральные техники, энергетическая остеопатия).
В результате этого (1,2,3) помочь найти его телесный индивидуальный и контекстуальный смысл.
Modus operandi
Достаточно ли для этого небольшого воздействия, или вообще одного присутствия? Иногда «достаточно совсем малой вещи что бы произвести изменение, так как все существует в равновесии сил» (Курт Левин — Kurt Zadek Lewin).
Механизм действия описывают в зависимости от традиции, школы, верования, опыта все по-разному: высвобождение, постановка на место, возвращение нормального хода разного рода энергий — от механических до виталистических, etc
Путь через телесность
И если остеопатия может быть рассмотрена как Путь (path, путь) или Патч (patch, заплатка) через телесность (исторически: кость, как метафору самого глубокого и сущностного), то мы можем осознано это делать, уверовавшие в том, что чем ближе мы к сущностному изменению, тем быстрее и с большими эффектами мы поможем человеку вернуть эту сущность, этот индивидуальный смысл.
Врач-остеопат Арсений Гуричев