2 корня краниосакральной терапии. Остеопатия и психотерапия

краниосакральная терапия и психология

Фото: Joy Stamp

Многие, при встрече с изучением краниосакральной терапии отмечают знакомые элементы, которые они уже видели в других направлениях лечения. Откуда выросла краниосакральная терапия, и что повлияло на её развитие?

Остеопатия

Основной источник для краниосакральной терапии является остеопатия. Краниосакральная терапия — это ответвление остеопатии в историческом и методическом смысле. Разработка Вильяма Гарнера Сатерленда (William Garner Sutherland), ученика основателя остеопатии – Андрю Тейлора Стилла (Andrew Taylor Still): теория краниальной подвижности и наличия краниосакрального ритма и есть основная предпосылка краниосакральной терапии.

Идея Вильяма Г. Сатерленда о физиологической подвижности костей черепа и наличии краниосакральной системы действительно революционна. Дальнейшее развитие его представлений о жизни, представленной в человеческом теле, вообще подмывают фундамент современной материалистической медицины, что получило развитие в работах Роллина Беккера, Джеймса Джилоуса, Франклина Силза и др.

Джон Апледжер

Основатель краниосакральной терапии Джон Апледжер (John E. Upledger) прежде всего остеопат. Он заканчивал колледж в Кирсвилле, США – родине остеопатии, и детище Андрю Тейлора Стилла. Работал и сотрудничал как минимум с двумя авторитетными остеопатическими школами – Европейская Школа Остеопатии, Мэйдстоун, Англия и Институт Барраля, Франция.

Мы можем только догадываться, что побудило Апледжера отойти от классической остеопатии, но кажется, что это была её механистичность. Мануальные техники и приёмы, манипуляции с позвоночником и суставами, работа с мышцами, примат биомеханики, и в тоже время недооценка влияния психики на здоровье.

По всей видимости Джон Апледжер был смелым человеком. Многие его идеи совсем не вписываются в привычные медицинские концепции, а часто и вовсе звучат провокационно для уха медика, или биолога.

Энергия

В краниосакральной терапии понятие об энергии или энергиях берётся из нескольких источников. Прежде всего это восточные направления: аюрведические знания и китайская натурфилософия. Использование в описании человека чакр и энергетических каналов – пример такого представления. Причём здесь Апледжер как всегда эклектичен, он использует обе модели одновременно. Одновременно со всем остальным.

Это так по-русски… Это как праздновать Пасху, День святого Валентина и встречать Новый год Петуха по Феншую, после поездки в Иерусалим, магнитик с видом которого висит на холодильнике рядом с календарём Майя и оберегом с Алтая…

Но, когда возникают терапевтические трудности, то начинаешь перебирать всё подряд, и от безысходности готов использовать все, что угодно. Здесь начинают работать и неизведанные энергетические меридианы. Здесь происходит трансформация.

Биология

В краниосакральной терапии достаточно глубокая биологическая база. Особенно это касается нейроанатомии и нейрофизиологии. От откровенно популярной, в лучших традициях миссионеров от науки Азимова и Хопкинса, книги Джона Апледжера «Мозг рождается», до глубокого научно-практического семинара Томаса Расмуссена «Мозг говорит».

Как они (энергии и мозг) уживаются вместе? Приведу цитату Джона (Джон Е. Апледжер. Телесно-эмоциональное освобождение. За гранью сознания):

«… задумайтесь о потенциале, которым обладает краниосакральная терапия, содействующая функционированию мозга и улучшению внутренней среды … С этой точки зрения не вызывает сомнения тот факт, что краниосакральная терапия может существенно помочь пациенту в борьбе с различными заболеваниями … Краниосакральная терапия оживляет мозг. Такое оживление может способствовать отправлению более точных, правильных и мощных энергетических сообщений наиболее оптимальным и эффективным способом»

Психология и психотерапия

В краниосакральной терапии на уровне теории и на уровне практики, получившей название сомато-эмоциональное освобождение, широко используются концепции психологии и психотерапии. Основные направления: юнгианская психотерапия (Carl Gustav Jung), эриксоновский гипноз (Milton Erickson), гештальт- терапия Фрица Перлза (Friedrich Salomon Perls) и психосинтез Роберто Ассаджиоли (Roberto Assagioli).

Джон Апледжер сам изучал и практиковал гипноз и работу с бессознательным, что и получило отражение в его мануальной работе. Сомато-эмоциональное освобождение может быть рассмотрено как вариант телесно-ориентированной психотерапии, говоря о которой надо указать несколько имён, которые Джон Апледжер не мог не знать, живя с ними в одной стране в одно время.

  • Вильгем Райх (Wilhelm Reich) – ученик Зигмунда Фрейда, увлёкшийся идеей  биоэнергии, или энергии жизни, оргонической (лат. organismus — живое существо) энергией, которая является движущей силой всего живого. Райх указывал на то, что снятие напряжения с тела (распускание панциря) позволяет высвободить энергию оргона.
  • Мэрион Розен (Marion Rosen) – основоположница в 70хх годах одного из направлений телесно-ориентированной психотерапии, очень похожего на сомато-эмоциональное освобождение Апледжера – «Розен-метода».

Розен-метод сочетает диалог и мягкую мануальную работу, производимую на массажном столе. Терапевт при пальпации отмечает изменения как вербально, так и невербально, используя в качестве теста изменение респираторного дыхания и степень напряжённости тканей.

  • Александр Лоэн (Alexander Lowen) — американский психотерапевт, ученик Вильгельма Райха, создатель биоэнергетического анализа, автор работ по телесно-ориентированной психотерапии (Предательство тела, Депрессия и тело, Психология тела etc), сочетающей телесную практику и психоанализ.
  • Дэвид Боаделла (D.Boadella) – основатель биосинтеза, ещё одного направления телесно-ориентированной терапии. В 70хх вёл тренинги в США, Латинской Америке и Великобритании, развивая идею о центрировании, заземлении, видения и звучания, которые связаны с теорией влияния разъединения связей трёх зародышевых листков: эндодермы, мезодермы и эктодермы.

Карл Густав Юнг, Вильгем Райх, Фредерик Перлз, Милтон Эриксон, Роберто Ассаджиоли, Мэрион Розен, Александр Лоэн, Дэвид Боаделла – с работами этих авторов сомато-эмоциональное освобождение Джона Апледжера пересекается очень тесно.

Сомато-эмоциональное освобождение

С позиции телесно-ориентированной терапии сомато-эмоциональное освобождение, как оригинальный метод терапии, выражается в использовании краниосакрального ритма в качестве средства обратной связи, инструмента терапевтического диалога, маркера изменений. О теории и практике сомато-эмоционального освобождения написано в другой статье.

Арсений Гуричев