Как проходит обучение врача-остеопата

как происходит обучение остеопатии

Фото: Austin Distel

Не могу сказать про все остеопатические школы, но в основных обучение проходит примерно по одной схеме. Опишу типовой процесс, или как проходит обучение врача-остеопата.

Порядок обучения

Порядок обучения на остеопата следующий:

  1. Медицинская академия (университет)
  2. Ординатура
  3. Переподготовка по остеопатии
  4. Постдипломные семинары

или

  1. Медицинская академия (университет)
  2. Ординатура по остеопатии
  3. Постдипломные семинары

Остеопатические школы

Российские остеопатические школы можно разделить на 4 типа:

  1. Крупная остеопатическая школа
  2. Небольшая остеопатическая школа
  3. Авторская остеопатическая школа
  4. Школа — промоутер/постдипломное обучение

Крупная остеопатическая школа

Крупные школы имеют большой преподавательский состав, ежегодно ведут по несколько групп, часто — больших. С документами и статусом у них всё в порядке. Программы обучения полновесные: базовое остеопатическое образование в виде переподготовки и реже — ординатуры, постдипломные семинары на любой вкус, организация конференций, возможность публиковаться в научных изданиях. Крупная школа — разумный выбор врача, решившего обучиться на остеопата.

Небольшие остеопатические школы

Небольшие школы часто содержат в своём составе 2-5 преподавателей, набирают в год 1 немногочисленную группу, надеюсь, что приблизительно придерживаются средневзвешенной общепринятой программе обучения по остеопатии. Моё личное мнение: не перестаю удивляться как они выживают (финансово), как набирают группы, как конкурируют с крупными школами. Сейчас их становится больше, и некоторые из них с трудом можно назвать остеопатическими, имея в своём составе 2 проф., д.м.н., но оба не остеопаты, и 2 врачей-остеопатов в качестве преподавателей… 

Авторские остеопатические школы

Авторские остеопатические школы. Отдельная “песня”… Считаю, что в качестве базового остеопатического образования такой вариант никуда не годится. Базовое образование по остеопатии составляет свыше 3500 часов, и состоит из настолько разных тем, что один человек, даже считающий себя талантливым, не сможет дать все темы одинаково хорошо. 

Ещё одна особенность авторских школ — ранимость и непредсказуемость “гуру”. Есть настроение — работаем, нет — не работаем, так что ли? Обучение, которое будет длиться 3,5 года, легко начать, но может статься, что его будет трудно закончить. В крупной остеопатической школе уход одного преподавателя не сильно влияет на общий учебный процесс, в авторской школе всё стоит на одном человеке, даже если у него работают помощники. 

Школа-промоутер

Есть многочисленные организации и частные лица, которые продают чужие семинары, часто — зарубежные. В качестве базового образования такие школы опять, таки не годятся. Это интересный вариант для постдипломного обучения. Это даже не интересный вариант, а необходимое и логичное продолжение развития врача-остеопата. Продолжение развития…

Но зачастую такие семинары не продолжение, а начало обучение. Школы-промоутеры, как правило, не очень требовательны к составу слушателей. Задача — организовать семинар, собрать людей. На таких семинарах можно встретить и бухгалтера, и психолога, и лесоруба — потомственного целителя (Кто только не занимается остеопатией в нашей стране!). 

Задачу постдипломного образования очень взвешенно решают крупные остеопатические школы. Все они имеют богатый список постдипломных семинаров, позволяющих продолжить остеопату своё развитие.

Обучение остеопата. Типовой процесс

Типовой процесс обучения таков: 1 семинар длительностью несколько дней с периодичностью раз в месяц-два. Варианты: 1 семинар 6-8 дней раз в полтора месяца, 1 семинар 4 дня раз в месяц, или что то подобное. 

На семинаре разбирается, в зависимости от сложности и длительности семинара, несколько тем. Даётся теоретическая часть: анатомия, физиология, патофизиология, семиотика проблемы, клинический и остеопатический концепт. После, даётся диагностика (осмотр, общие и специфические тесты) в контексте данной проблемы, и техники коррекции. 

Всё показывается и отрабатывается друг на друге. Если проблема имеет возрастной, или иной нюанс, то на семинар могут пригласить каких-то специальных пациентов, например маленького ребёнка с родителями. 

Пальпация и перцепция

На протяжении всех лет обучения даётся пальпация и перцепция. На первом курсе пальпации очень много. Это связано с тем, что основной диагностический и терапевтический инструмент врача-остеопата — это пальпация. Все техники, которые будут даны позже, требуют определённого пальпаторного навыка. 

На старших курсах слушатель получает менее формальные, но более сложные пальпаторные приёмы, методы и техники. Ему открываются более глубокие пласты пальпаторного общения с пациентом. Обучение пальпации может и не иметь отдельно выделенной темы занятия, но по сути — это именно занятие пальпацией. К таким темам можно отнести краниальную остеопатию, BLT, фасциальные техники, висцеральный раздел остеопатии, работу с нервами, сосудами, с глубокими анатомическими структурами.

Состояние остеопата

Много времени, как правило, уделяется собственно состоянию врача-остеопата. Остеопат должен быть в хорошем, ресурсном состоянии, в балансе, в состоянии уверенного покоя, с нормальным артериальным давлением и другими параметрами тела и психики. Этому при остеопатическом обучении уделяется значительная часть времени, хотя в отдельную тему так же может не быть выделена. 

Непрофильные темы остеопатии

Иногда, а в некоторых остеопатических школах это правило, на теоретические темы по анатомии, физиологии, патологии, инструментальной диагностике, психологии и другим “не профильным” темам приглашают преподавателей — специалистов по данным направлениям.

Например, занятие по анатомии ЦНС может вести не остеопат, а профессор анатомии, занятие по рентген-диагностике, соответственно — рентгенолог, а занятие по биохимии — ВУЗ-овский преподаватель химии. Благо, что на сегодня, в среду остеопатов уже переквалифицировалось много врачей самых разных специальностей: неврологи, хирурги, стоматологи, офтальмологи, педиатры, судмедэксперты и акушеры-гинекологи.

Практика остеопатии

Между семинарами организуют занятия для отработки практических навыков. Вообще практиковать надо много, и межсеминарские занятия — это лишь форма практики. Форма в которой присутствует преподаватель. Если у слушателя в городе есть остеопаты, остеопатические клиники, то у него есть возможность практиковать в условиях остеопатического кабинета. Обычно в самой остеопатической врачебной среде нет конкуренции, а есть общение. Поэтому появление коллеги не вызывает негодования, или отторжения.

Врач, начавший практиковать, работать руками с первого курса имеет большое преимущество перед коллегами, которые оттягивают начало своей практики.

Как практиковать, не имея диплома?

Варианты: практиковать на межсеминарских занятиях, оставаться после основного занятия, ходить (“подвизаться”) к уже практикующему в вашем городе остеопату, тренироваться на близких и окружающих вас людях и животных, вплетать в свою основную работу остеопатию, если вы невролог, терапевт, или травматолог-ортопед.

Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет, тот ищет причины” (приписывается Сократу, Σωκράτης).

Дипломная работа

Дипломная работа — обязательная часть остеопатического обучения. Здесь закономерность такая: чем больше школа, тем сложнее сделать работу. Это исходит из уровня требований и уровня кураторов. Если дипломную работу проверяет 2-3 профессора, а её статистику — специалист по медицинской статистике, то такую работу написать трудно. С другой стороны, она получается очень качественная, часто — достойная печати в журнале, или продолжении в расширенной форме в виде книги, или начала диссертации.

Деньги

Вопрос актуальный, наверное… Но если посмотреть в относительных единицах, то обучение на остеопата сейчас, и обучение на остеопата 10 лет назад стоят примерно одинаково, а доходы врачей за последние 10 лет выросли значительно. Поэтому то, как учились ваши коллеги 10-15 лет назад и сейчас — это большая финансовая разница, а то как они учились 20-25 лет назад даже нечего сравнивать.

Например, я для учёбы продавал новенькую американскую иномарку, а некоторые из моих преподавателей продавали на учёбу квартиру… Сейчас такая ситуация практически невозможна. Цена семинара около 30 000 — 40 000 рублей, учебного года — около 300 000, всё обучение обходится в тот же миллион — полтора, как и десять лет назад. Я привожу  средние данные. 

С другой стороны, а куда тратить эти деньги? Колбасы все уже наелись, виски — напились, квартиры — машины у всех есть. Инвестиции в своё развитие и образование, да ещё с перспективой возврата и преумножения — хороший выбор для врача средней возрастной категории

Здоровье

За время обучения вы имеете возможность действительно улучшить своё состояние здоровья. Это самый частый побочный эффект остеопатического обучения. Он объясняется тем, что всю диагностику, даже превентивную, профилактическую, донозологическую, а соответственно и лечение вы пройдёте в полном объеме и не один раз. Вы просто обязаны быть к концу обучения здоровым человеком! Да и наша привычная медицина многим не даёт решения, или не устраивает по другим причинам, а остеопатия, хоть и испытывающая к себе скептическое отношение, бывает очень эффективна!  

Часто, практически по минимум 1 случаю в группе, возникает беременность и рождение ребёнка. Посмотрите фотографии групп слушателей остеопатических школ — наличие там беременной, или женщины с новорожденным ребёнком частое явление. Во время остеопатического лечения восстанавливается нормальная физиология, и даже не имея специальной цели забеременеть, пары, которые когда то имели с этим проблемы, разрешают их. 

Для баланса прочтите статью “7 причин не учиться на остеопата” и подумайте на тему вашего обучения остеопатии

Решение найдётся!

Врач-остеопат, преподаватель остеопатии Арсений Гуричев