Куда пойти учиться на остеопата?

обучение остеопатии

Фото: Stephanie Hau

Рассуждения преподавателя остеопатии (с учётом собственного опыта обучения и преподавания) о выборе остеопатической Школы в современных реалиях, или куда пойти учиться на остеопата? 

Время такое наступает — пора задуматься: куда пойти учиться на остеопата. Сейчас лето, а с осени начнутся семинары. Карантин, скорее всего, закончится и начнутся очные занятия. Здесь будет обсуждаться только один вид получения обучения остеопатии — профессиональная переподготовка.

Absque omni exceptionae

Некоторые вводные, от которых стоит отталкиваться. В Российской Федерации остеопатия — медицинская врачебная специальность, то есть остеопатией официально может заниматься только врач, хотя в действительности ею занимается все кто ни попадя (что, незаконно). Возможные варианты обучения: специалитет, ординатура, профессиональная переподготовка. Рассмотрим только переподготовку.

Программа переподготовки подразумевает более 3500 часов обучения (Приказ Минздрава России от 28.09.18 г. № 655н «Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы по специальности «Остеопатия»») — рассчитывать надо на обучение порядка 3,5 — 4 лет. Быстрее не получится. 

Все остеопатические школы профессионалам известны. При приёме на работу вам зададут вопрос: “У кого (где) учился?” Правильных ответов всего несколько, и если там будет фигурировать какая-нибудь 960 часовая переподготовка в “Межгалактической Многопрофильной Академии Дистанционной Переподготовки Работников Социальной и Технической Сферы”, то на работу вас не возьмут, потому, что такой остеопатической Школы нет, а обучение должно составлять не 960 часов, более 3500 часов. 

Nemo debet esse judex in propria causa

Настоятельно не рекомендую учиться в Школе одного Мастера. В Школе должно быть много преподавателей, потому, что обучение состоит из многих часов обучения по многим предметам. Не может человек, даже если он гений, или очень самоуверенный человек, одинаково хорошо знать анатомию головного мозга и желудочно-кишечного тракта, моче-половой и лимфатической системы, физиологию и патологию, знать все разделы остеопатии — с умением одинаково ловко и правильно демонстрировать все техники: от фасциальных до трастов. 

После получения базового образования у вас будет возможность создать себе кумира и вы сможете наслаждаться его духовными высотами и мануальным техническим совершенством, но не начинайте с этого очарования — поучитесь у разных преподавателей, которые наилучшим способом преподают только свой раздел (как это и было с вами в медицинском институте).

Обязательно ли проходить полный курс обучения? Для остеопатии — да. Это не значит, что если вы, будучи высококлассным мануальным терапевтом, поучитесь в какой-нибудь авторской Школе, например дающей концепции Традиционной Китайской Медицины, Механическую Остеопатическую Связь, или Кранио-сакральную терапию то вы не сможете эффективно и безопасно работать — сможете, конечно, но это не будет остеопатией. 

Littera scripta manet

По окончанию обучения вам будут нужны документы. Вас интересуют не красочные бумаги А4 с готическим шрифтом и чарующей сигнатурой “Paris”, “Praha” или “Montreal”. Вам нужен диплом российского образца о профессиональной переподготовке. Потом вас ждёт первичная аккредитация в одном из аккредитационных центров. Организовать аккредитацию тоже, скорее всего сможет нормально только крупная остеопатическая Школа. Сертификатов специалистов выдавать после обучения больше не будут. 

Если вы не намерены работать в России, у вас есть европейский паспорт, и вы хотите жить в Европе (читай: США, Канаде, ОАЭ etc), то, конечно учитесь там — у вас будут легитимные документы той страны в которой вы учились, и где вы будете работать. Зачем вам тогда учиться в России?

Charta non erubescit

В рекламе остеопатической Школы могут присутствовать разного рода “магниты”: отсыл к своей исторической первичности, упоминание звёздных преподавателей, которые здесь когда-то работали, или работают, выдача документов двух видов: российских и зарубежных, “соблюдение истинных остеопатических традиций и передача искусства остеопатии от сердца сердцу” — всё это не является определяющим в выборе места остеопатического обучения.

Историческую истину вам не проверить, да и на одни и те же исторические события в остеопатическом сообществе совершенно разные взгляды, вплоть до противоположных. Наличие звёздного преподавателя не значит, что именно он и будет у вас преподавать все 3 — 4 года. Возможно, что вы увидите его 1-2 раза: на первом занятии и на вручении диплома, иногда это не так, но такой вариант развития событий очень вероятен. Про документы вы всё поняли: зачем вам диплом на английском (французском) языке, по которому вам всё равно не работать ни в Европе, ни в США? “соблюдение традиций” и “от сердца сердцу” — это фигура речи, без содержательной части.

Подумайте, если человек восторгается своей Школой, то это происходит лишь только по причине необходимости самоидентифицироваться — если бы он случайно попал не в эту, а в другую Школу, то по окончанию её точно так же восторгался бы ею. Это нормальный эффект самоидентификации, который происходит по формальному признаку: учебное заведение, город, регион, страна, род войск, нация, профессия etc.

Aequat causa effectum

Ближе к концу обучения вам придётся писать дипломную работу. В действительности начинать работать над дипломной работой нужно уже в начале обучения — это будет осмысление базы на которой вы сможете работать. Тогда к середине будут какие-то предварительные результаты, станет понятно в каких условиях вы можете работать (поликлиника, больница, лаборатория), какой доказательный инструментарий сможете использовать. 

Сегодня мало будет использовать в качестве теста-ретеста осмотр, или понятный только остеопатам “ритм-амплитуда-сила” краниального импульса, сегодня нужна аппаратура, позволяющая объективно оценивать физиологические параметры. Тогда такая работа пройдёт хорошо, и даже сможет попасть на страницы научного журнала (Российский Остеопатический Журнал).

Для хорошей глубокой реальной работы (а не псевдонаучной залипухи, в которой вы успешно вылечили 8 больных с ДЦП из 10) вам нужен руководитель — куратор. Возвращаясь к теме Школы одного Мастера задайте себе вопросы: “Сможет ли один человек курировать 10 — 15 курсантов, работающих над дипломными проектами?”, “Сможет ли этот человек объективно оценить правильность суждений по разным клиническим темам?” (или вы все будете работать над одной темой из ортопедии, неврологии, или педиатрии?), “Имеется ли в Школе специалист по медицинской статистике, или по организации научной работы?”. 

Ens causa sui

Открою самый секретный секрет: кто бы вам не преподавал, учиться вам придётся самому. После семинара, который скорее инициирует у вас какую-то потенцию, даст информацию, концепцию, покажет техническое исполнение этой концепции, чем инсталлирует вам готовый пакет нового программного обеспечения со встроенными навыками, вам нужно будет практиковать, практиковать и ещё раз практиковать. 

Вы сами будете ковать этот меч. Вы будете читать и практиковать, практиковать и читать. Потом вы поедете на семинар и получите новую порцию концепций и пример их реализации, и опять вернётесь к себе и будете читать и практиковать, практиковать и читать. Поэтому не стоит сильно рассчитывать на то, что вас кто-то будет вести за руку. Вы же взрослый человек.

Invia virtuti nulla est via

Конечно, вы проберётесь через все трудности, но зачем вы выбираете трудности, которых можно избежать? Я о выборе места (города) обучения. Зачем, например, три с половиной года летать на обучение в Санкт-Петербург из Казани, когда там есть филиал обучения из того же Санкт-Петербурга? Зачем летать в тот же Санкт-Петербург из Тюмени, когда там есть нормальная Школа? 

Посмотрите: нет ли в вашем городе большой самостоятельной Школы, или не идёт ли в этом году набор в филиал крупной Школы из Санкт-Петербурга (в Москве Школы тоже из СПб) — в прошлом году его могло не быть, а в этом уже есть. Вообще, если у вас есть административный ресурс, например вы ректор, проректор, декан, завкафедрой, то вы можете договориться об открытии филиала в своём городе — тогда вам будет совсем удобно. Только под это надо набрать группу человек 10 — 15.

Итак, считайте долгосрочные финансовые траты: поездки/полёты в другой город, проживание по неделе за семинар, отрыв от своей работы и практики, что тоже несёт финансовые потери. Хотя, может быть кому то наоборот хочется иметь возможность раз в полтора месяца покидать родной очаг со спиногрызами и любимую работу — террариум единомышленников.

Sero venientibus ossa

Как-то на семинаре Андрей Парабеллум рассказал притчу (думаю, что она принадлежит Дэну Кеннеди, но точно не уверен), приведу её приблизительно: Новый лес. Перед лесом стоят животные. Им страшно и интересно — что их ждёт в этом новом, неизведанном лесу. Какие возможности, какие опасности? И вот первые, наиболее смелые и решительные животные бегут в этот лес, бегут и собирают самые спелые плоды деревьев, самые сочные листья, самую свежую траву. 

Вторая группа — менее безбашенных животных решается пройти по протоптанной тропе пионеров: они вступают хотя в ещё свежий лес, но собирают уже то, что осталось от первых исследователей: чуть менее спелые, но всё ещё вкусные плоды деревьев и кустарников, чуть менее сочную листву, где-то примятую траву. 

Третья группа — самых осторожных (а как бы чего не вышло…) робко вступает в лес и разочарованно собирает мелкие незрелые плоды и кору полуголых деревьев, бредя по истоптанным тропам более смелых сородичей, которые, кроме того, оставили за собой многочисленные лепёшки дерьма…

Non scholae, sed vitae discimus

Вы будете учиться для себя. Вы потратите достаточно крупную сумму денег, много личного времени, какую-то часть душевного спокойствия, неоднократно будете выходить из зоны комфорта, особенно если вы уже состоявшийся специалист в своей профессии, и если вам много лет (ригидность нарастает с возрастом, параллельно с атеросклерозом:)). 

Когда следует принять решение об обучении? Это должно быть как-то так: “Не могу больше терпеть, хочу стать остеопатом, хочу заниматься остеопатией!”. Тогда потенции, мотивации, желания, энергии хватит на столь трудный путь. Если вы хотите заняться остеопатией от нечего делать, или потому, что это, похоже, “выгодное дельце”, то не занимайтесь этим — высосет и изрыгнёт.

Sol lucet omnibus

В любой специальности можно хорошо работать, помогать людям, совершенствоваться и развиваться. Остеопатия — для тех, кто хочет больше самостоятельности и свободы, чем работы в жёсткой системе здравоохранения, для тех кто больше склонен видеть целое, чем части, для тех, кто видит человека — больше как проявление некой жизненной силы (“и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою”. Бытие 2:7), чем как “способ существования белковых тел(Friedrich Engels)… 

Решение найдётся!

Врач-остеопат, преподаватель остеопатии Арсений Гуричев