Как не играть в спасение

психология врач пациент

Фото: Foyn

Как не играть в спасение? У людей «помогающих» профессий (врач, психолог, педагог, соцработник) когда-нибудь наступает момент, когда профессиональная деятельность приводит их к негативным переживаниям: гиперответственности, излишнему сопереживанию, чувству вины и досады, что не удалось помочь. Вариантом такого отклонения является игра «Спаситель».

Спаситель

Обязательным элементом Спасителя является действительное включение врача в процесс помощи, а не формальное участие в «оказании медицинских услуг». Врач по-настоящему хочет помочь, видит перспективу, и верит в эффективность взаимодействия с пациентом, а не выписывает справки или стандартизованную схему лечения.

Тонкая грань между равноправным взаимодействием и перекладыванием ответственности легко может быть нарушена независящим от врача процессом – поведением пациента и интерпретацией его поведения врачом. Врач начинает чуть больше участвовать в процессе, чуть больше переживать, чуть больше думать об этом.

Тыжврач!

Социально такая позиция так же подкрепляется: общество положительно оценивает участливых людей, особенно профессионалов, и наступает момент, когда добровольный позыв, превращается в обязанность и долг.

— «Просто посмотрите анализы»,

— «А вот эти таблетки мне правильно назначили? Их надо принимать?»,

— «Что-то я не нашёл кабинет – куда обращаться?»…

Эти и другие вопросы врач должен разрешать по первому телефонному требованию любого малознакомого пациента в любое время суток («Тыжврач!).

Треугольник

Треугольник спасения (Karpman drama triangle, Треугольник Судьбы) для врача липкий как паутина для мухи. Только что он был Спасителем, и уже стал Жертвой, а бывшая Жертва (пациент) трансформировался в Преследователя.

Пациент часто играет в Жертву, в беспомощность:

— «Мне так назначили»,

— «Врач так написал»,

— «Малышева в передаче…»,

— «Что прописали, то я и делаю»,

— «Ой, а я забыла…»,

— «У меня ничего не получается. (Что именно?). Вообще ничего!»,

— «Нет, гимнастику не делаю – у меня спортивных штанов нет» etc

А не играет ли врач в Спасителя?

Многим из нас приходилось все больше и больше участвовать в решении проблем пациента, в то время как сам человек становился всё пассивнее и пассивнее, до тех пор, что его проблемы больше интересовали нас, чем его.

Ещё хуже возникала ситуация, когда в качестве пациента становился родственник: мама, папа, муж, жена, брат – за которых врач чуть ли не готов сделать себе флюорографию, или удалить зуб.

Агрессия и обида

Со временем пассивное жертвенное поведение пациента при большом участии и сопереживании врача приводит последнего к приступу агрессии, или обиды. «Я столько вложил в тебя, а ты!». В общем, в любой позиции треугольника «Спаситель-Жертва-Преследователь» наступает кризис, энергия теряется, и участники переживают дискомфорт.

Многие врачи могут работать только в неравноправных категориях: «Врач-спаситель» и беспомощный «Пациент-жертва», которого спасает Врач. Эта парадигма очень устойчива в постсоветской медицине.

Как не играть в спасение?

Любая терапевтическая ситуация является потенциально ситуацией Спасения, в которой нуждающийся в помощи легко играет роль Жертвы (надуло, продуло, отравился, погода изменилась, сын расстроил), а врач рискует исполнить роль Спасителя (сейчас все исправим). Роль Спасителя предполагает доминирование над Жертвой, принижение ее способностей, или отрицание таких способностей, соответственно навязывание своего лечения.

Я в порядке, и Ты в порядке

Одним из условий успешной терапии является позиция «Я в порядке, Ты в порядке». Такая позиция зародилась в психотерапии (Вильгельм Райх, Карл Роджерс, Рональд Лэнг, Эрик Берн), когда представители гуманистических направлений психотерапии перестали искать патологию в пациенте, описывать симптомы и синдромы, выносить оценочное суждение — диагноз. Остеопатия придерживается такой же философии: «искать здоровье, а не болезнь».

Внутренний компас

Внутренний компас, центрирование, Мудрец, мудрость тела – внутренние ресурсы, которые никогда не обманут, покажут правильное направление врачу, и позволят пациенту опереться на период сеанса на устойчивый фулькрум врача. В отличии от периферической выбрасывающей силы:

  • похвала (Вы самый лучший врач),
  • критика (Он ничего не делал),
  • попытка вогнать в рамки (Вы наша последняя надежда),
  • предопределённость (Диагноз),
  • отстранённость (Ты врач, Ты и лечи) etc.

Контракт

Помогать на условиях договора. Врач выполняет свою часть работы, а пациент – свою. Зоны ответственности следует разделить. Перспективы, результаты и эффекты следует обсудить. Так же как возможности общения:

«На звонки я обычно не отвечаю, если что пишите на почту – её я смотрю раз в неделю. У меня такая организация труда».

Контракт – это не буквальный и формальный документ, а обсуждение доли участия.

50х50

Попробуйте вложиться в процесс на 50%, оставшиеся 50% наблюдайте за его работой. Есть искушение все изменить, но дайте его системе поработать, и вы удивитесь насколько там много потенции. Возможность участия пациента в работе на сеансе можно оговорить на этапе контракта (договорённостей, заранее).

Потенцирование

Воспримите человека как способного измениться, ресурсированного, перспективного, живого и потенцированного. Покажите ему, где может быть ресурс на восстановление: и пальпаторно, и вербально, и на уровне коммуникации сознаний.

Доверие

Делайте ту работу, которую хотите. Из 1500 – 3000 школьных остеопатических техник можно что-то выбрать… Если сейчас что-то подсказывает работать с желудком, то это надо сделать. Объяснение придумаете потом.

Вспоминаю историю, рассказанную Диего Маджио на семинаре по кранио-сакральной терапии. Диего Маджио (Diego Maggio), остеопат, директор Итальянского Института Апледжера (Upledger Italia Accademia Cranio Sacrale).

Апледжер (John E. Upledger) на семинаре работает с пациентом и периодически комментирует: «Сейчас я работаю там-то», «Сейчас я работаю там-то…». В определённый момент он держит руку в области живота-диафрагмы и комментирует: «Сейчас я работаю с сердцем». Индус — один из участников семинара, поправляет Джона: «Сэр, сердце находится выше…». Апледжер кивает и продолжает комментировать технику «Сейчас я работаю с сердцем».

Через некоторое время Индус начинает проявлять негодование: «Сэр! Сердце находится выше – в грудной клетке, а Вы держите руку на животе!». Джон Апледжер кивает, и продолжает делать то, что делал. В какой-то момент Индус не выдерживает и, с бешенством, покидает аудиторию. Апледжер оборачивается: «Он ушёл? Да. Когда я работаю с сердцем, то я работаю с сердцем, где бы в это время не находилась моя рука».

Паритет

Мнение пациента требует уважения, и у него есть осознанный выбор метода лечения: если он предпочитает НПВС — остеопатии, то это его право. Если он считает, что все дело в Атланте, наверное, так оно и есть. Такого же уважения требует и ваше мнение – вы не обязаны разделять его позицию. Если работа оказалась эффективной, то вы правы.

Нам крупно повезло с остеопатией

В заключении приведу слова Пьера Трико. Пьер Трико (Pierre Tricot) — остеопат, для многих он Учитель, наделивший смыслом их остеопатическую практику. Он написал, как минимум 2 прекрасные книги по остеопатии: «Тканевой подход» и «Врачеватель сознания». Привожу не из книг, а по воспоминаниям семинара:

«Я думаю, что все мы проходили через фазу «Я Спаситель!»… Потом, обычно быстро, мы замечаем, что быть Спасителем – это то, что совсем не зависит от нас. По большей степени это зависит от самого пациента… Со временем я стал больше оказывать услугу Жизни, и это происходит не из сознательного ментального поля — у меня ощущение, что это происходит само собой, когда я двигаюсь вперёд вместе со своими пациентами. Я прогрессирую так же и сам, относительно своей личности.

Можно отметить, что когда мы хотим что-то делаем с пациентом, то ничего не работает, а когда мы подчиняемся тому, что происходит в пациенте, то работает. Я в конце концов предпочёл работать с жизненными энергиями пациента, а не с собственными. Важно быть «на службе».

Нам крупно повезло с остеопатией в том, что мы выходим из стандартов медицины, в рамках которой терапевт знает за пациента, и делает за пациента. Если вы выбрали быть остеопатом, то вы это осознаёте. Дальше у каждого свой Путь…»

Врач-остеопат Арсений Гуричев