Заикание. Причины и условия

причины заикания

Фото: Sebastiaan Stam

Заикание — это нарушение речи, характеризующееся частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение (МКБ-10). 

Паттерн заикания

  • Сложность начать говорить
  • Продление звуков внутри слова
  • Повторение звука, слога или слова
  • Паузы в слове (разбитое слово)
  • Дополнительные звуки («гм», “э”) при переходе к слову
  • Напряжение лица при речи
  • Беспокойство о разговоре
  • Трудности эффективного общаться

Заикание может сопровождаться 

  • Частым морганием
  • Тремором рта
  • Лицевыми тиками
  • Тиками головы и шеи
  • Сжатием кулаков
  • Другими мышечными реакциями.

Заикание. Этиология

На сегодняшний день нет единой теории возникновения заикания. Пока невозможно установить единый патофизиологический механизм нейрогенного заикания (C. Cruz, H. Amorim, G. Beca, R. Nunes. Neurogenic Stuttering: A Review of the Literature. Rev Neurol, Jan 16;66, 2018).

Некоторые исследователи (А.А. Капустин, А.М. Смирнов) считают, что заикание — это полиэтиологическое заболевание со множеством причин и условий. Тогда заикание — это группа ничем не связанных заболеваний: от заикания подражания, до заикания при органических изменениях в мозге (J.Pommez, Д.Д. Даскалов). 

Другие исследователи считают, что заикание — это моноэтиологическое заболевание, причиной которого является психическая травма (S.Robins), нарушение функции речевых центров в мозге (H.Rumseu), а совпадающее условие — леворукость (V. Kovarsky). В таком случае возникает вопрос: безусловны ли эти факторы? Почему при их наличии, у одних детей развивается заикание, а у других — нет? 

Существует и разделение этиологических факторов на вызывающих заикание и предрасполагающих к нему. Разные авторы склоняются кто к ведущей роли психической травме, кто к наследственным факторам. W.Jonson ещё в 1955 году сравнил распространённость этиологических факторов среди здоровых и заикающихся и не нашёл между этими группами людей никаких различий.

Он же предложил оригинальную теорию заикания в соответствии с которой если речевые запинки у детей считать проявлением заикания, то заикаются все дети. Если окружение ребёнка (родители) чрезмерно внимательно относятся к запинкам ребёнка, акцентируют на этом внимание, то и ребёнок начинает по-другому оценивать себя. Появляется тревога и напряжённость. Заикание закрепляется. W.Jonson считал, что родители с выраженным тревожным характером встречаются в 1 — 1,5% случаев, в этих семьях и развивается заикание у ребёнка.

В подтверждение этой теории существуют исследования (W.Jonson, J.Snidecor et al) индейцев у которых нет заикания, так как нет реакции и акцентирования внимания на отклонения речи у детей, нет представления о норме и диагнозе. Другие работы по исследованию представителей древних народов и культур не подтвердили эту теорию.

Психотравма

Большинство отечественных и зарубежных исследователей связывают развитие заикания с психической травмой: испуг, шок, аффект, потрясение. Работами В.А. Куршева и соавт. показано возникновение заикания после психотравмы в 74,9% исследуемых (531 человек с заиканием и 495 человек — контрольная группа). 

Существует бесчисленное множество травмирующих эмоциональных влияний (M.Gifford, R.Lewis) — “столько, сколько заикающихся”. Для этого человека это событие было таким, для другого, или для этого же, но в других условиях оно не является травмирующим. 

Многие исследователи отмечают в качестве психотравмы нападение на ребёнка животных: собаки, коровы, свиньи, петуха, роя мошек и других насекомых. Но у других детей нападение или встреча с животными не вызывала заикания.

У многих заикающихся психоэмоциональную травму можно считать достоверным этиологическим фактором заикания.

Некоторые исследователи относятся к теории психотравмы критически (E.Douglass, G.Solovey, A.Milechnin, A.Berman, G.Train, G.Coulet, R.Dornier). Опросы показали, что когда родители связывают заикание ребёнка с психотравмой, то оказывается что ребёнок заикался и до травмирующего события. 

Пол и возраст

Заикание чаще встречается у мальчиков и развивается, как правило, в возрасте 3 — 6 (2 — 5) лет. Этот объясняют несовершенством речевой функции в этом возрасте, а половые различия тем, что девочки развиваются в этом возрасте несколько быстрее, у мальчиков процессы миелинизации двигательных и речевых областей и путей происходит медленнее, отличается и поведение (игры, привязанность к матери) девочек и мальчиков.

Большая частота заиканий у мальчиков совпадает с большой частотой переломов у мальчиков, по сравнению с девочками, что объясняют разницей в их поведении. Наличие психотравмы и возникновение заикания — совпадают в возрасте 3 — 6 (2 — 5) лет (В.А. Куршев).

Методом МРТ у заикающихся показан более низкий регионарный кровоток в зоне Брока (кинетико-моторный речевой анализатор) — по сравнению с контрольной группой (J.Desai, Y.Huo, Z.Wang et al. Reduced Perfusion in Broca’s Area in Developmental Stuttering, Hum Brain Mapp, Apr, 38(4), 2017).

ЧМТ и заикание

Посттравматическое заикание выделила в отдельную форму Ю.А. Флоренская в 1948 году. Другими работами показано, что при посттравматическом заикании момент травмы был эмоционально травмирующим (испуг), а в случаях ЧМТ которое возникло неожиданно и безэмоционально (во сне, внезапно, удар сзади) заикание не развивалось. Имел значение и прошлый опыт человека, повторная травматизация, например повторное падение с высоты.

Родовая травма

Анализ литературных данных позволяет предположить, что заикание является нейромоторным расстройством, возникающим в результате перинатального (родовая травма) или более позднего гипоксически-ишемического повреждения головного мозга ребёнка, а его хронизация является проявлением рецидивирующей ишемии ткани головного мозга в области речевых моторных зон и путей (A.Mawson, N.Radford, B. Jacob. Toward a Theory of Stuttering. Eur Neurol. 76(5-6), 2016).

Инфекционная теория заикания

Некоторые авторы предлагают в качестве причины заикания — инфекции. Нередко заикание возникало у ребёнка после перенесённой инфекции: корь, дизентерия, коклюш, пневмония. Против этой теории свидетельствует наличие в анамнезе почти у всех людей перенесённых в детстве инфекций, но отсутствие у них заикания.

Некоторые авторы связывают возникновение заикания у ребенка после болезни не с повреждающим действием инфекционного агента, а с психотравмой, сопровождавшей лечение, которое часто проводят насильственным способом: отрыв от матери, инъекции, взятие крови, клизма, промывание желудка, дуоденальное зондирование, ФГДС, осмотр глотки шпателем, ЛОР-манипуляции.

Заикание и эпилепсия

Имеются редкие работы, показывающие совпадение эпилепсии и заикания. Так, В.А. Куршев описывал случай заикания у больного 36 лет с опухолью головного мозга (астроцитома лобно-теменно-височной области) и синдромом эпилепсии. Заикание развилось после эпилептического припадка.  Удаление опухоли не избавило больного от заикания (В.А. Куршев. Заикание. М. 1973). 

W.Nowack представил случай, когда заикание у взрослых и судорожные припадки кажутся взаимосвязанными. ЭЭГ показала левые передние и средне-височные острые волны. Пациент реагировал на комбинированную терапию противоэпилептическими средствами (W. Nowack. Adult Onset Stuttering and Seizures. Clin Electroencephalogr. Jul;17(3), 1986).

Наследственность

Исследования связи заикания и наследственных факторов противоречивые. К наследственным факторам относят фамильное заикание, быструю и невнятную речь, задержку речевого развития, неврозы, леворукость.

По усреднённым литературным данным в семьях заикающихся заикание среди родственников отмечается в 40 — 60%. Кто-то (S.Nelson, М.Зееман) считает, что среди близнецов заикание встречается чаще, кто-то (R.Luchsinger, O.Graf, R.Lewis, М.И. Пайкин, И.И. Тартаковский и др), что такой связи нет. Работами В.А. Куршева и соав. показано, что процент психотравм в случаях наследственного заикания был таким же (около 75%), как и в группах без наследственного заикания, а начало заболевания также совпадало со средней возрастной группой 2 — 5 лет.

С 2010 года специалистами Национального Института глухоты и нарушений коммуникации (NIDCD) идентифицировано 4 гена, которые объясняют некоторые случаи заикания во многих популяциях США и Европы. Эти гены кодируют белки, которые управляют движением внутриклеточных элементов и их правильным расположение в клетке. Исследователи в настоящее время изучают, как дефект внутриклеточного движения приводит к специфическим нарушениям речи.

Леворукость и заикание

Отмечается связь заикания и леворукости (V.Kovarsky, F.Brook). Более глубокими исследованиями установлена связь не столько с леворукостью, сколько с наличием в анамнезе грубого, психотравмирующего переобучения ребёнка с левши на правшу (наказание, запугивание, подавление и крик, привязывание левой руки к туловищу и другие методы). 

Подражание и имитация

Связь подражания, при наличии ещё какого то фактора, и заикания отмечают многие авторы: И.К. Хмелевский, М.Е. Хватцев, Н.П. Тяпугин, H.Hemery, E. Froeschels, A. Berman, G. Train и другие. Против этого этиологического фактора говорит большая возможность детей подражать в коллективах (детские сады, школы, лагеря отдыха, дворы), где речевой контакт с заикающимися длительный и тесный. Если бы подражание было этиологическим фактором заикания, то последнее приняло бы массовый характер. Как писал J.Fletcher “имитация заикания ещё не является заиканием”.

Речевые запинки

Некоторые авторы (A.Berman, G.Train) считают запинки — фактором, предшествующим заиканию, или даже элементом истинного заикания. Речевые запинки внешне напоминают заикание: повторение звуков, слогов, слов, фраз (п-п, на-на, а потом — а потом), посторонние “мусорные” звуки (э-э-э), пролонгации (с-с-с), незаконченные слова и фразы. Средняя частота речевых запинок у детей составляет около 4%. 

Многие авторы не считают речевые запинки проявлением или предшественником заикания (W.Love, G.Bloodstein, В.А. Куршев). По результатам этих исследований речевые запинки имеют лишь внешнее сходство с заиканием. 

Выводы

В настоящее время большинство исследователей полагают, что заикание вызвано сочетанием нескольких факторов, как то: генетических, развития речи, среды в которой развивается ребёнок, а также особенностей структуры и функции мозга (A.Smith, C.Weber. How stuttering develops: The multifactorial dynamic pathways theory. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 60(9), 2017).

Исследования показывают, что заикание развивается, в основном, как нарушение сенсомоторных процессов речи, на которые влияют динамические взаимодействия между двигательной, языковой и эмоциональной сферами (B.Walsh, E.Usler, A. Bostian et al.What Are Predictors for Persistence in Childhood Stuttering? Semin Speech Lang. Sep; 39(4), 2018).

Но единой теории происхождения заикания на сегодня нет…

Решение найдётся!

Врач-остеопат Арсений Гуричев