Аутизм. Терапия без лекарств

АутизмАутоагрессия, отсутствие контакта, автоматизмы – частые проявления ребёнка с аутизмом, или аутичными чертами. Аутоагрессия при аутизме – это самый отчаянный способ ребёнка заявить о необходимости в помощи. Дети с аутизмом грызут руку, или пальцы, бьются головой о стену, или пол, выдергивают волосы, расцарапывают раны, рвут одежду. Отчаявшись, дети идут на такой шаг. Они глубоко несчастны. Несчастны от такого поведения и окружающие.

Реакция отказа

Всем тяжело присутствовать при этом. На приёме у остеопата такие дети представляют большие трудности и для врача, и для родителей. Часто такие дети вызывают две реакции:

1. отказ работать со стороны врача, других специалистов, или родителей,

2. иммобилизация – надеть на него «смирительную рубашку», фиксировать и работать.

Терапия без лекарств

Мы предлагаем терапию, основанную на опыте польского педагога и социального работника Малгожаты Квятовской (а ранее, на идеях Магдалены Гродзской, Карла Делекато, Барри Кауфмана и др). Изыскания перечисленных специалистов, были дополнены работой из теории коммуникации НЛП (Ричард Бэндлер, Джон Гриндер, Джудит Делозье, Франк Пьюселик и др.) и применяются при остеопатическом лечении детей с аутизмом и другими расстройствами, как их называет Малгожата Квятовская — «глубоко непонятых детей».

Большая терапия даётся в значении стратегии, и подразумевает участие многих специалистов: педагогов, остеопатов, реабилитологов, психотерапевтов и не специалистов – живого окружения ребёнка, натурального окружения, естественной среды, или мира, в котором он живёт.

Не смотря на название «терапия» — это больше абилитация. В общем, это ближе к методике «Прикладного анализа поведения» (Applied Behavioural Analysis), чем к Галоперидолу, Зипрасидону и иже с ними.

Стратегия

Общая стратегия такова: наладить контакт, побыть вместе с ребёнком, вместе с ребёнком обрести движение, вместе пройти в мир, далее — к людям и позволить людям идти к ребёнку, помочь обрести независимость, дать ему проявить себя, независимого, в мире.

Практически на всех этапах остеопат может принимать участие, и часто остеопат – это единственный специалист, который может принимать такое участие вместе с родителями. Это касается небольших городов, в которых не развита реабилитационная служба.

Остеопат может быть любого направления, в большой терапии важно не форма, а содержание и порядок. Не важно каким способом вы будете работать, важно с каким отношением и по какой стратегии вы будете работать.

Наиболее подходит остеопатическая работа в традиции краниальной остеопатии, краниосакральной терапии и биодинамики. Из арсенала более-менее классической остеопатии наиболее применимы непрямые техники, техники баланса лигаментозных тяг, фасциальные техники, тканевой подход Пьера Трико и другие неманипулятивные подходы.

Семь этапов терапии

  • 1 этап – Он один
  • 2 этап – Вы вместе
  • 3 этап – Вы в движении
  • 4 этап – Вы и мир
  • 5 этап – Вы и люди
  • 6 этап – Его независимость
  • 7 этап – Он в мире.

1 этап. Он один

Просто спокойно будьте рядом, присутствуйте. Наблюдайте без оценки и осуждения. Постепенно приближайтесь к ребёнку, и если он позволит, то дотрагивайтесь до него. Не в контексте того движения, которое он делает, а вообще, «контакт ради контакта». Просто дотроньтесь до него, без цели нарушить или прервать его движение.

Если ребенок отодвигается, то подождите, а потом потихоньку приблизьтесь к нему и снова дотроньтесь. Потом вы можете легко дотронутся до него, до туловища, или конечностей (не до головы). С каждым разом ваш пальпаторный контакт будет увеличиваться.

Пальпаторный контакт – это цель первого этапа, но не следует начинать с результата. Используйте присутствие, нейтральное визуальное наблюдение (так же, как вы смотрите на незнакомого человека, находясь с ним в одном помещении), потом пробуйте дотрагиваться.

Если это делать рано, то попробуйте передать ребенку игрушку, или делайте какой-то процесс вместе, параллельно с ним, подстройтесь под процесс.

Контакт предварительно может быть установлен через звуки, слова, музыку. Потом он будет запараллелен с пальпаторным контактом.

Несколько «Не» при аутизме

  • Не хватайтесь за голову
  • Не манипулируйте
  • Не оценивайте
  • Не исправляйте
  • Не подавляйте
  • Не лечите.

2 этап. Вы вместе

Осторожно и на условиях ребёнка устанавливайте более тесный контакт. Не смотря на осторожность, движение должно быть достаточно уверенным, что бы ребенок мог на вас опереться. Ребенку может быть мало слишком мягкого провожатого.

Станьте для ребенка креслом. Пусть он обопрётся спиной, или головой о вас. Если он однозначно отвергает такой контакт, то можно самому найти в нём опору – пусть он сам станет временной опорой.

Ребенок не должен ощущать врача, как смирительную рубашку. Создав опору ребенку, не сковывайте его движений, перемещайтесь и двигайтесь вместе с ним. Слушайте его ритм. Задача: найти положение в котором ребенок расслабится и провести в этом положении большую часть сеанса. Используйте параллельный контакт, установленный ранее через звуки, слова, музыку, или ритм.

3 этап. Вы в движении

Откажитесь от методики. Расширьте пальпаторный контакт, расширьте диапазон подвижности. Нарушьте правила. Предложите ему другое движение: раскачивание в другую сторону, поворот в другую сторону, переворачивание, но двигайтесь в его тканевом и глобальном ритме.

В начале каждого сеанса занимайте любимое положение и делайте привычное, комфортное, спокойное, то есть соответствующее его ритму (выглядеть оно может и не спокойно) движение. После – нарушьте правила, расширьте движение, или предложите что-то новое.

Предложите ребенку что-то новое. Предопределите это движение знаком, символом, жестом. Это соединит телесное проявление и мышление.

На этом шаге у вас появилась возможность получать пальпаторную информацию не у испуганного, обороняющегося ребёнка, а у ребёнка, существующего в своей норме.

В рамках большой подвижности, синтонизировавшись с ним, вы получите много нативной пальпаторной информации. Теперь делайте то, что умеете.

4 этап. Вы и мир

В первоначальном контакте с терапевтом мир для ребенка и для терапевта был ограничен контекстом контакта. Он оценивал то, что происходит, чего ждать. Теперь, когда контакт налажен, и терапевт не представляет опасности для ребенка, границы мира начинают расширяться.

То же самое происходит с терапевтом. Перегруженный вначале оценочными суждениями: как он себя ведёт, какой диагноз, что думают родители, как реагирует ребенок на общение и пальпаторный контакт и тд, на шаге 4 мир терапевта так же начинает расширяться. Появляется пространство.

Расширение

Здесь доступна практика расширения внутренних возможностей. Это так же параллельный процесс: расширяется мир снаружи, расширяются возможности – расширяется мир внутри, расширяются возможности внутри.

Это похоже на то, как если бы кого-то избили несколько раз в подъезде, и появился страх подъезда. Потом мы вместе заходим этот подъезд, и говорим ему: «Подъезд другой, и Ты другой, и время другое, и ничто не представляет опасности…».

Пальпаторно на этом шаге можно работать как угодно, в рамках вашего умения. Это может быть краниосакральная терапия, в большей степени краниальная остеопатия, и даже классическая остеопатия с её суставной подвижностью и мобильностью. Преимущественно выбор падает на краниосакральные подходы, как менее манипулятивные, но при прохождении предыдущих 3 шагов ребенок допустит практически любой способ действия. Расширение возможностей – это и есть суть 4 шага.

Пространство

В начале описания 4 шага появилось понятие пространства. Если вы признаете влияние пространства на ребенка, то на этом шаге можно посканировать это пространство. Такая практика требует навыка, если вы впервые про это слышите, то не экспериментируйте. Сохраните свой рассудок для ваших близких и пациентов. (прим.: Может быть позже я расскажу свой личный опыт такой работы).

Пространство. Каким оно кажется вокруг ребенка? Разряжённым, густым, пустым, равномерным, неравномерно разным, сферическим, угловатым? Есть ли ощущение тяги куда-то в пространство, если эту тягу заметно, то на что (на кого) она направлена, и на что она похожа?

Опредметьте тягу. Что это: шнур, трос, луч, цепь, что-то ещё? Если бы вы знали на что это похоже, то что бы это могло быть? Откуда из ребёнка и на кого «это» направлено: на мать, на бабушку, на отца, на кого-то далекого и не видимого.

Что делает эта связь? Страхует, связывает, ограничивает, удерживает, укрепляет? Символом чего это является: альпинисткий трос, вериги, трость слепого, общее покрывало, шкура убитого животного, кандалы, семейные узы? Переходим на социальный уровень.

5 этап. Вы и люди

Общение и терапия в окружении других людей: родственников, сотрудников клиники, соцработников педагогов. Контакт и коммуникация происходит так же как на предыдущих шагах. Участие людей начинается с тех, которых ребенок знает больше, с близких.

Расширение возможностей, проведенное на этапе 4 и направленное от ребенка наружу – к миру, социуму, продолжается со стороны мира и социума к ребенку.

Здесь следует очень внимательно наблюдать реакции ребенка, особенно его страх. На кого или на что он реагирует страхом?

Примите условия ребенка, вы – терапевт, а не дрессировщик!

Во взрослой психиатрии, неврологии, психотерапии в Америке и Европе (уже и в России) давно отказались от агрессивных методов, подавляющих личность человека, но в детской практике эти методы вовсю применяются… Потому, что дети беззащитны и молчаливы? Вы серьёзно считает, что нейролептиками можно вылечить аутизм?

6 этап. Его независимость

На прошлых этапах вы стали поводырём для ребёнка, его проводником, опорой при возвращении в мир. Возможно, что ребёнок стал привязан к вам, и он стал зависим от сеансов.

Предпоследний этап направлен на разрыв зависимости. Цель этапа убедить ребёнка, что он может быть самостоятельным, функционировать без вас, иметь опору в себе.

Это этап постепенного увеличения дистанции, ограничения физического контакта. Это можно сделать регрессией пальпаторного контакта – в порядке обратном наращиванию контакта, постепенно приходя обратно к дотрагиванию, и далее – к нейтральному присутствию.

Дайте ребёнку предметы, игрушки, ещё что-то, на что он переключит своё внимание, и в чём, возможно, будет обретать временную опору при нахождении наедине.

Если на этом этапе ребёнок будет вновь проявлять аутоагрессию, то вернитесь к физическому контакту, к пальпации – возможно ребёнку страшно одному. Постепенно отдаляйтесь, проявляя спонтанность и собственную волю.

7 этап. Он в мире

Разрабатывается сценарий жизни ребёнка, в котором он не причиняет себе повреждений. Этот этап больше всего касается родителей, педагогов, соцработников. Если на этом этапе появляется аутоагрессия, то значит на это появились причины, и можно опять пройти этапы 1 – 3.

Вы не должны начинать терапию сначала, но вы можете обсудить с заинтересованными людьми то, что происходит, и то чего не хватает ребёнку. Все вместе вы приводите ребёнка в мир и показываете ему, что этот мир может быть безопасным, что он может быть источником радости, спокойствия и удовлетворения.

Решение найдётся!

Арсений Гуричев