Обучение остеопатии

Стандарты ВОЗ по обучению остеопатии

WHO-Osteopathy

В феврале 2007 года, в Милане, прошла Консультация Всемирной Организации Здравоохранения по вопросам остеопатии (WHO Consultation on Osteopathy, Milan, Italy, 26–28 February 2007). Результатом консультации явился выпуск в 2010 году Стандартов обучения по остеопатии в серии «Стандарты обучения традиционной / нетрадиционной и альтернативной медицине» (Benchmarks for training in traditional / complementary and alternative medicine. Benchmarks for Training in Osteopathy).

В работе над Стандартами приняло участие более 200 рецензентов из 57 стран мира. Непосредственно в работе Миланской Консультации ВОЗ и принятии указанных Стандартов участвовали специалисты со всего мира, включая и Россию (Мохов Дмитрий Евгеньевич — руководитель Института остеопатической медицины СЗГМУ им. И. И. Мечникова (ранее СПб МАПО).

О чём же идёт речь в Стандартах?

Стандарты состоят из следующих глав:

Предисловие

1. Основные принципы остеопатии

1.1. Философия и характеристики остеопатии

1.2.  Модели взаимосвязи структуры-функции

1.2.1. Биомеханическая модель структуры-функции

1.2.2. Дыхательная/Циркуляторная модель структуры-функции

1.2.3. Неврологическая модель структуры-функции

1.2.4. Биопсихосоциальная модель структуры-функции

1.2.5. Биоэнергетическая модель структуры-функции

2. Обучение специалистов по остеопатии

2.1. Категории образовательных программ

2.2. Основные области компетентности

2.3.  Стандартный курс обучения остеопатии

2.4.  Адаптация программ I типа к программам II типа

3. Проблемы безопасности

3.1. Противопоказания для прямых техник

3.2.  Противопоказания для непрямых, жидкостных, балансирующих и рефлекторных техник

Приложения

Ссылки

Стандарты на английском языке в PDF

Русский текст Стандартов

Предисловие

Древнейшие терапевтические системы, называемые сейчас Традиционной Медициной, или Нетрадиционной Медициной, или Альтернативной Медициной широко используются в рамках существующих систем здравоохранения. Они способны защитить и улучшить здоровье и благосостояние людей. Использование этих методов лечения, тем не менее, требует рассмотрения проблем безопасности, эффективности и качества лечения и, соответственно, обучения.

Одна из важнейших идей ВОЗ – принцип свободы выбора среди различных вариантов здравоохранения, основанных на достоверности и научных данных. То есть человек вправе выбрать тот или иной метод лечения в частности и в целом.

Цель Стандартов обучения по остеопатии в том, чтобы определить минимальный уровень знаний, навыков и понимания показаний и противопоказаний при применении остеопатических методов лечения.

Основные принципы остеопатии

 Остеопатия основана на следующих принципах:

 — человек является динамическим функциональным единством;

— тело обладает саморегулирующимися механизмами и способно исцеляться;

— структура и функция взаимосвязаны на всех уровнях тела.

В рамках этой концепции остеопаты используют и современные медицинские и научные знания. Остеопатия сфокусирована, скорее, на пациенте, чем на болезни.

Структуральная диагностика и остеопатическая манипуляция являются важнейшими компонентами остеопатии, направленными на высвобождение саморегулирующихся и самоисцеляющих механизмов в теле человека через нормализацию нервных, сосудистых и биохимических механизмов.

Остеопатия не ограничена диагностикой и лечением скелетно-мышечной системы, она в большей степени имеет отношение к способу, посредством которого биомеханика скелетно-мышечной системы интегрируется и поддерживает физиологию всего тела.

Мануальные техники используются представителями различных профессий манипулятивной терапии, отличительными чертами остеопатии является её уникальный способ лечения.

В остеопатии применяются следующие модели связи структуры и функции:

Биомеханическая

Дыхательная/Циркуляторная

Неврологическая

Биопсихосоциальная

Биоэнергетическая

2. Обучение специалистов по остеопатии

2.1. Категории образовательных программ

Для урегулирования практики остеопатии и предотвращения практики непрофессионалами необходима специфическая система обучения, экзаменов и лицензирования.

Стандарты обучения описывают:

— содержание обучения;

— метод обучения;

— для кого предназначено обучение и кем оно производится;

— роли и степень ответственности будущего практика:

— уровень образования, требуемый для прохождения обучения.

Различают два типа обучения в зависимости от базового образования:

— программы I типа предназначены для людей без медицинского образования, или имеющих неполное медицинское образование; это четырехлетние программы очного обучения; клиническое обучение здесь является основным компонентом, также от студентов могут потребовать написание научной работы или проекта;

— программы II типа предназначены для врачей; цель и содержание то же что у предыдущих программ, но содержание и часы изменены в зависимости от базового образования.

Остеопатические навыки и обучение физическому обследованию должны осуществляться через прямой контакт; другие разделы курса обучения могут осуществляться как очно, так и заочно. Также остеопат должен понимать смысл и содержание общих протоколов лечения; их влияние на тело, совместимость с остеопатическим лечением.

2.2. Основные области компетентности

Остеопаты обладают рядом основных компетентностей, которые руководят ими в диагностике, общении и лечении пациентов и образуют основу остеопатического подхода. Ниже перечислены основные области компетентности для остеопатической практики:

— хорошее знание истории и философии остеопатии, остеопатического подхода к лечению;

— понимание основных наук внутри контекста философии остеопатии, а также пяти моделей структуры-функции — понимание роли сосудистого, неврологического, лимфатического и биомеханического факторов в поддержании нормальных и адаптационных биохимических, клеточных и общих анатомических функций при состояниях здоровья и болезни;

— способность проводить правильную дифференциальную диагностику и составлять план лечения;

— понимание механизмов действия мануальных терапевтических вмешательств, а также биохимической, клеточной и общей анатомической реакции на лечение;

— способность  критически оценивать медицинскую и научную литературу и включать значимую информацию в клиническую практику;

— пальпаторные и клинические навыки, необходимые для диагностики дисфункции в вышеупомянутых системах и тканях тела с акцентом на остеопатическую диагностику;

— навыки остеопатического манипулятивного лечения;

— опыт проведения физического обследования и интерпретации значимых тестов и данных, включая диагностические снимки и лабораторные результаты;

— понимание биомеханики человеческого тела, включая суставную, фасциальную, мышечную и жидкостную системы конечностей, позвоночника, головы, таза, брюшной полости и туловища, но не ограничиваясь ими;

— умение проводить диагностику и остеопатическое манипулятивное лечение нейро-мышечно-скелетных расстройств;

— хорошее знание показаний и противопоказаний для остеопатического лечения;

— основное знание широко используемой традиционной медицины и техник дополнительной/альтернативной медицины.

2.5.  Стандартный курс обучения остеопатии

Фундаментальные науки

— история и философия науки;

— общая и функциональная анатомия, включая основную эмбриологию, нейроанатомию и висцеральную анатомию;

— бактериология, биохимия, клеточная физиология;

— физиология с особым акцентом на нейроэндокринной иммунной системе, автономной нервной системе, артериальной, лимфатической и венозной системах, а также мышечно-скелетной системе;

— биомеханика и кинетика.

Клинические науки

— модели здоровья и болезни;

— безопасность и этика;

— основная патология и патофизиология нервной, мышечно-скелетной, психиатрической, сердечно-сосудистой, легочной, желудочно-кишечной, репродуктивной, мочеполовой, иммунологической, эндокринной и ЛОР систем;

— основная ортопедическая диагностика;

— основная рентгенология;

— питание;

— основная неотложная помощь.

Остеопатическая теория

— философия и история остеопатии;

— остеопатические модели взаимосвязей структуры/функции;

— клиническая биомеханика, физиология и кинетика суставов;

— механизмы действия остеопатических техник.

Практические навыки

— получение и использование истории, соответствующей возрасту;

— физическое и клиническое обследование;

— остеопатическая диагностика и дифференциальная диагностика нервной, мышечно-скелетной, психиатрической, сердечно-сосудистой, легочной, желудочно-кишечной, эндокринной, мочеполовой, иммунологической, репродуктивной и ЛОР систем;

— общий синтез основных лабораторных и рентгеновских данных;

— клиническое разрешение проблем и рассуждение;

— понимание уместного подхода и его интеграция в практику;

— навык общения и проведения опроса;

— клиническая документация;

— основное лечение для поддержания жизни и первой помощи.

 Остеопатические навыки

— остеопатическая диагностика;

— остеопатические техники, включая прямые техники, такие как траст, суставные, мышечной энергии и общие остеопатические техники;

— непрямые техники, включая функциональные техники и контрстрейн;

— балансирующие техники, такие как сбалансированное натяжение связок и связочный суставной стрейн;

— комбинированные техники, включая миофасциальный/фасциальный релизинг, технику Стилла, остеопатию краниальной области, непроизвольный механизм и висцеральные техники;

— техники, основанные на рефлексах, такие как Рефлекс Чепмена, триггерные точки и нейромышечные техники;

— жидкостные техники, такие как техники лимфатического насоса.

Практический клинический опыт с наставником

Остеопатическое манипулятивное лечение является характерным компонентом остеопатии. Оно требует навыков и знания, а развитие этих клинических и мануальных навыков требует времени и практики. Практика с наставником является важнейшим компонентом обучения остеопатов и должна проходить в условиях клиники.

2.6.  Адаптация программ I типа к программам II типа

Программа II типа (для врачей) предназначена для того, чтобы дать возможность врачам из других областей медицины стать остеопатами. Курс обучения по программам II типа будет варьироваться в зависимости от предшествующего врачебного обучения и клинического опыта. Выпускники программ II типа должны продемонстрировать ту же компетентность по остеопатии, что и выпускники программ I типа. Эта программа типично длится 1000 часов, которые должны быть адаптированы в зависимости от ранее полученного обучения и знаний студента.