Стандарты ВОЗ по обучению остеопатии
В феврале 2007 года, в Милане, прошла Консультация Всемирной Организации Здравоохранения по вопросам остеопатии (WHO Consultation on Osteopathy, Milan, Italy, 26–28 February 2007). Результатом консультации явился выпуск в 2010 году Стандартов обучения по остеопатии в серии «Стандарты обучения традиционной / нетрадиционной и альтернативной медицине» (Benchmarks for training in traditional / complementary and alternative medicine. Benchmarks for Training in Osteopathy).
В работе над Стандартами приняло участие более 200 рецензентов из 57 стран мира. Непосредственно в работе Миланской Консультации ВОЗ и принятии указанных Стандартов участвовали специалисты со всего мира, включая и Россию (Мохов Дмитрий Евгеньевич — руководитель Института остеопатической медицины СЗГМУ им. И. И. Мечникова (ранее СПб МАПО).
О чём же идёт речь в Стандартах?
Стандарты состоят из следующих глав:
Предисловие
1. Основные принципы остеопатии
1.1. Философия и характеристики остеопатии
1.2. Модели взаимосвязи структуры-функции
1.2.1. Биомеханическая модель структуры-функции
1.2.2. Дыхательная/Циркуляторная модель структуры-функции
1.2.3. Неврологическая модель структуры-функции
1.2.4. Биопсихосоциальная модель структуры-функции
1.2.5. Биоэнергетическая модель структуры-функции
2. Обучение специалистов по остеопатии
2.1. Категории образовательных программ
2.2. Основные области компетентности
2.3. Стандартный курс обучения остеопатии
2.4. Адаптация программ I типа к программам II типа
3. Проблемы безопасности
3.1. Противопоказания для прямых техник
3.2. Противопоказания для непрямых, жидкостных, балансирующих и рефлекторных техник
Приложения
Ссылки
Стандарты на английском языке в PDF
Предисловие
Древнейшие терапевтические системы, называемые сейчас Традиционной Медициной, или Нетрадиционной Медициной, или Альтернативной Медициной широко используются в рамках существующих систем здравоохранения. Они способны защитить и улучшить здоровье и благосостояние людей. Использование этих методов лечения, тем не менее, требует рассмотрения проблем безопасности, эффективности и качества лечения и, соответственно, обучения.
Одна из важнейших идей ВОЗ – принцип свободы выбора среди различных вариантов здравоохранения, основанных на достоверности и научных данных. То есть человек вправе выбрать тот или иной метод лечения в частности и в целом.
Цель Стандартов обучения по остеопатии в том, чтобы определить минимальный уровень знаний, навыков и понимания показаний и противопоказаний при применении остеопатических методов лечения.
Основные принципы остеопатии
Остеопатия основана на следующих принципах:
— человек является динамическим функциональным единством;
— тело обладает саморегулирующимися механизмами и способно исцеляться;
— структура и функция взаимосвязаны на всех уровнях тела.
В рамках этой концепции остеопаты используют и современные медицинские и научные знания. Остеопатия сфокусирована, скорее, на пациенте, чем на болезни.
Структуральная диагностика и остеопатическая манипуляция являются важнейшими компонентами остеопатии, направленными на высвобождение саморегулирующихся и самоисцеляющих механизмов в теле человека через нормализацию нервных, сосудистых и биохимических механизмов.
Остеопатия не ограничена диагностикой и лечением скелетно-мышечной системы, она в большей степени имеет отношение к способу, посредством которого биомеханика скелетно-мышечной системы интегрируется и поддерживает физиологию всего тела.
Мануальные техники используются представителями различных профессий манипулятивной терапии, отличительными чертами остеопатии является её уникальный способ лечения.
В остеопатии применяются следующие модели связи структуры и функции:
Биомеханическая
Дыхательная/Циркуляторная
Неврологическая
Биопсихосоциальная
Биоэнергетическая
2. Обучение специалистов по остеопатии
2.1. Категории образовательных программ
Для урегулирования практики остеопатии и предотвращения практики непрофессионалами необходима специфическая система обучения, экзаменов и лицензирования.
Стандарты обучения описывают:
— содержание обучения;
— метод обучения;
— для кого предназначено обучение и кем оно производится;
— роли и степень ответственности будущего практика:
— уровень образования, требуемый для прохождения обучения.
Различают два типа обучения в зависимости от базового образования:
— программы I типа предназначены для людей без медицинского образования, или имеющих неполное медицинское образование; это четырехлетние программы очного обучения; клиническое обучение здесь является основным компонентом, также от студентов могут потребовать написание научной работы или проекта;
— программы II типа предназначены для врачей; цель и содержание то же что у предыдущих программ, но содержание и часы изменены в зависимости от базового образования.
Остеопатические навыки и обучение физическому обследованию должны осуществляться через прямой контакт; другие разделы курса обучения могут осуществляться как очно, так и заочно. Также остеопат должен понимать смысл и содержание общих протоколов лечения; их влияние на тело, совместимость с остеопатическим лечением.
2.2. Основные области компетентности
Остеопаты обладают рядом основных компетентностей, которые руководят ими в диагностике, общении и лечении пациентов и образуют основу остеопатического подхода. Ниже перечислены основные области компетентности для остеопатической практики:
— хорошее знание истории и философии остеопатии, остеопатического подхода к лечению;
— понимание основных наук внутри контекста философии остеопатии, а также пяти моделей структуры-функции — понимание роли сосудистого, неврологического, лимфатического и биомеханического факторов в поддержании нормальных и адаптационных биохимических, клеточных и общих анатомических функций при состояниях здоровья и болезни;
— способность проводить правильную дифференциальную диагностику и составлять план лечения;
— понимание механизмов действия мануальных терапевтических вмешательств, а также биохимической, клеточной и общей анатомической реакции на лечение;
— способность критически оценивать медицинскую и научную литературу и включать значимую информацию в клиническую практику;
— пальпаторные и клинические навыки, необходимые для диагностики дисфункции в вышеупомянутых системах и тканях тела с акцентом на остеопатическую диагностику;
— навыки остеопатического манипулятивного лечения;
— опыт проведения физического обследования и интерпретации значимых тестов и данных, включая диагностические снимки и лабораторные результаты;
— понимание биомеханики человеческого тела, включая суставную, фасциальную, мышечную и жидкостную системы конечностей, позвоночника, головы, таза, брюшной полости и туловища, но не ограничиваясь ими;
— умение проводить диагностику и остеопатическое манипулятивное лечение нейро-мышечно-скелетных расстройств;
— хорошее знание показаний и противопоказаний для остеопатического лечения;
— основное знание широко используемой традиционной медицины и техник дополнительной/альтернативной медицины.
2.5. Стандартный курс обучения остеопатии
Фундаментальные науки
— история и философия науки;
— общая и функциональная анатомия, включая основную эмбриологию, нейроанатомию и висцеральную анатомию;
— бактериология, биохимия, клеточная физиология;
— физиология с особым акцентом на нейроэндокринной иммунной системе, автономной нервной системе, артериальной, лимфатической и венозной системах, а также мышечно-скелетной системе;
— биомеханика и кинетика.
Клинические науки
— модели здоровья и болезни;
— безопасность и этика;
— основная патология и патофизиология нервной, мышечно-скелетной, психиатрической, сердечно-сосудистой, легочной, желудочно-кишечной, репродуктивной, мочеполовой, иммунологической, эндокринной и ЛОР систем;
— основная ортопедическая диагностика;
— основная рентгенология;
— питание;
— основная неотложная помощь.
Остеопатическая теория
— философия и история остеопатии;
— остеопатические модели взаимосвязей структуры/функции;
— клиническая биомеханика, физиология и кинетика суставов;
— механизмы действия остеопатических техник.
Практические навыки
— получение и использование истории, соответствующей возрасту;
— физическое и клиническое обследование;
— остеопатическая диагностика и дифференциальная диагностика нервной, мышечно-скелетной, психиатрической, сердечно-сосудистой, легочной, желудочно-кишечной, эндокринной, мочеполовой, иммунологической, репродуктивной и ЛОР систем;
— общий синтез основных лабораторных и рентгеновских данных;
— клиническое разрешение проблем и рассуждение;
— понимание уместного подхода и его интеграция в практику;
— навык общения и проведения опроса;
— клиническая документация;
— основное лечение для поддержания жизни и первой помощи.
Остеопатические навыки
— остеопатическая диагностика;
— остеопатические техники, включая прямые техники, такие как траст, суставные, мышечной энергии и общие остеопатические техники;
— непрямые техники, включая функциональные техники и контрстрейн;
— балансирующие техники, такие как сбалансированное натяжение связок и связочный суставной стрейн;
— комбинированные техники, включая миофасциальный/фасциальный релизинг, технику Стилла, остеопатию краниальной области, непроизвольный механизм и висцеральные техники;
— техники, основанные на рефлексах, такие как Рефлекс Чепмена, триггерные точки и нейромышечные техники;
— жидкостные техники, такие как техники лимфатического насоса.
Практический клинический опыт с наставником
Остеопатическое манипулятивное лечение является характерным компонентом остеопатии. Оно требует навыков и знания, а развитие этих клинических и мануальных навыков требует времени и практики. Практика с наставником является важнейшим компонентом обучения остеопатов и должна проходить в условиях клиники.
2.6. Адаптация программ I типа к программам II типа
Программа II типа (для врачей) предназначена для того, чтобы дать возможность врачам из других областей медицины стать остеопатами. Курс обучения по программам II типа будет варьироваться в зависимости от предшествующего врачебного обучения и клинического опыта. Выпускники программ II типа должны продемонстрировать ту же компетентность по остеопатии, что и выпускники программ I типа. Эта программа типично длится 1000 часов, которые должны быть адаптированы в зависимости от ранее полученного обучения и знаний студента.