Обучение остеопатии после школы

обучение остеопатии

Фото: Nino Liverani

22 декабря 2021 года вышел Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки России (Рособрнадзор) N 1666 “О переоформлении лицензии Северо-Западному государственному медицинскому университету имени И.И.Мечникова. В приказе указано, что СЗГМУ им И.И.Мечникова переоформляет лицензию на ведение образовательной деятельности и теперь имеет право проводить специалитет по остеопатии с присвоением выпускнику квалификации “Врач-остеопат”. 

Что это значит?

Специалитет в медицине — это полное образование по специальности, которое получает человек на основе среднего общего образования (11 классов школы, или иное). Примеры специалитета в России: лечебное дело, педиатрия, фармация, стоматология, клиническая психология, а теперь и остеопатия.

Обучение остеопатии после школы

Выпускник школы может поступить в университет, имеющий право проводить подготовку по специалитету “Остеопатия” и, отучившись 5 лет, получить диплом врача-остеопата. За эти 5 лет он будет изучать не только остеопатию, но базовые и специальные медицинские дисциплины: биологию, химию, анатомию, физиологию, патологическую анатомию и физиологию, лучевую диагностику, клинические дисциплины и т.д. Специалитет подойдёт тем, кто точно знает, что свяжет свою судьбу именно с остеопатией. Это особенность специалитета — посредством него можно наиболее быстро получить диплом специалиста. 

Для сравнения можно посмотреть другой путь в остеопатию: 6 лет лечебного дела (педиатрии, стоматологии) + 2 года ординатуры (неврология, терапия, хирургия etc) + 3 года профессиональной переподготовки по остеопатии = 11 лет обучения. Это самый длинный путь в остеопатию сегодня, его можно сократить пройдя после окончания института ординатуру по остеопатии, или сократить ещё больше, если сразу после школы пойти на специалитет.

Обучение остеопатии после мед.колледжа

Кроме абитуриентов-школьников специалитет представляет интерес для специалистов, которые не имеют высшего медицинского образования, но проходили обучение по остеопатии в эпоху её становления в России, когда для получения образования по остеопатии не требовалось врачебное образование, а специалитета по остеопатии ещё не было. Такие специалисты имели базовое среднее медицинское образование (мед.училище, мед.колледж), среднее и высшее физкультурное, психологическое и иное, но не врачебное, образование. Сегодня, если специалист хочет работать в правовом поле, а остеопатия — это медицинская лицензируемая деятельность, то он может пройти специалитет по остеопатии.

Первая ласточка — СЗГМУ им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург), но многие другие ВУЗы страны также настроены на создание программ по остеопатии и получению такой образовательной лицензии. 

Специалитет по остеопатии — знаковое событие

Принятие законодателем специалитета по остеопатии — знаковое событие для Российской медицины, и даже не только Российской. С развитием современной медицины последняя всё больше удаляется от человека в аппаратуру, воздействие лекарствами, стандартизацию, а в последнее время и в виртуальность — всё более интенсивно в медицине развиваются нейросети и Data Scientist (анализ больших объемов данных), телемедицина, удалённые консультации, консультации по результатам обследований (без человека) и другие новые направления диагностики и лечения.

Остеопатия — это классическая медицина, в которой есть врач и пациент, они взаимодействуют, общаются, контактируют. Врач использует пальпацию — самый человеческий инструмент диагностики и лечения. Утверждение специалитета по остеопатии и его практическое воплощение — это, действительно, эпохальное событие!

Обратная сторона Луны

10 — 15 лет назад на остеопата учились очень мотивированные врачи. Слушатели остеопатических Школ были готовы на значительные финансовые траты, сложности, неудобства. Отсутствовали, или были предельно скупыми, методические материалы, не было учебников. Занятия буквально конспектировались: записывались и зарисовывались. При этом в конце обучения выпускнику выдавали Диплом остеопата (D.O.), не имеющий в нашей стране никакого значения (диплом зарубежной школы, или авторский отечественный диплом). Несмотря на это люди учились, изучали, практиковали, и заставлять, или контролировать посещение не приходилось.

Падение качества обучения

Специалитет — это риск снижения качества остеопатического обучения, а в случае массового распространения — неминуемое снижение качества остеопатического образования. После, с годами, оно созреет, но на этапе экстраполяции оно должно ухудшиться. Почему? Потому, что нет нужного количества педагогических кадров в этой специальности. Если в Санкт-Петербурге и Москве этот вопрос можно как-то решить, он в принципе — решаемый,  то в Воронеже или в Омске таких преподавателей нет. 

Другой раздел проблемы — это программы для специалитета непрофильных кафедр: биологии, химии, анатомии, физиологии, патфиза, патанатомии, фармакологии и других. Программы для каждого специалитета: лечебного, педиатрического, стоматологического, остеопатического и других будут разными, и если для остальных специальностей программы уже исторически сложились и требуют лишь корректировки со временем, то для остеопатии их или нет вообще, или они ещё только создаются в недрах СЗГМУ им. Мечникова, и будут проверены на практике с сентября 2022 года.

Современная медицина десятилетиями притирала внутри своей системы составляющие. Как шестерёнки в гигантском, и далеко не идеальном механизме, сглаживались углы и точки соприкосновения: поликлинической терапии и госпитальной хирургии, эпидемиологии и клинической фармакологии, лабораторной службы и санаторно-курортного лечения, скорой помощи и системы профосмотров. Добавьте сюда распад советской системы здравоохранения и введение ОМС. Остеопатия это ещё один элемент современной медицины и медицинского образования. Как она, без лекарств, аппаратуры, дорогостоящих закупок, приживётся на глобальном, системном уровне ещё не понятно. 

Тупиковая ветвь обучения?

Другой минус специалитета по остеопатии — это его тупиковость. С лечебного дела сегодня у врача имеется десятки вариантов переподготовки. Начал работать в хирургии, не понравилось — переучился в терапию, не понравилось — в неврологию, разочаровался — проучился на УЗИ, воодушевился остеопатией — прошёл профессиональную переподготовку по остеопатии. Десятки, сотни комбинаций и вариантов.

После специалитета по остеопатии врач-остеопат будет только врачом-остеопатом (или начальником, но это можно с любой специальности). Возможно с годами что-то поменяется, но пока это так. Считать ли это откровенным минусом специалитета по остеопатии? Наверное — нет. Узость квалификации — это особенность специалитета. Как с педиатрии трудно перейти в лечебное дело (или уже не возможно), так и со стоматологии в лечебное дело, или с медико-профилактического дела в педиатрию, и так далее. Просто у лечебного дела исторически сложившиеся наиболее широкие перспективы, то есть это скорее исключение, чем правило.

Специалитет по остеопатии создавался для тех, кто действительно хочет быть остеопатом, именно остеопатом. Для тех, кто точно знает, что он сам не будет назначать антибиотики, или ампутировать матку, сидеть на предрейсовом осмотре водителей, или исследовать трупы младенцев, разглядывать в микроскоп гистологический препарат, или подбирать зубные протезы. Может быть он воодушевлён своими родителями  -остеопатами, или врачом-остеопатом, который действительно помог ему, или он прочёл  книгу, из которой понял суть остеопатии, и эта суть симфонична с его взглядом на мир, человека и здоровье.

Пионерам салют!

Пионерам или салют, или поминальная молитва. Первопроходцам всегда тяжело… “Не дай вам Бог жить в эпоху перемен”. Общество склонно осуждать, или стоять в стороне и ждать, когда всё рухнет, что бы сказать: “Так я и знал!”. Чем больше человек заявляет о себе, тем сильнее его пытаются нагнуть. Это общая закономерность.

Пока остеопатия сидела по рыбным рядам и гаражам, пока первопроходцы остеопатии принимали у себя в поликлиниках и больницах после смены, критики не было, как только специальность стала заявлять о себе, то появились критики. Это люди точно знающие как всё должно быть устроено. Введение специалитета и его реализация повлечёт критику и со стороны самого остеопатического сообщества: “Вот раньше нас учили это да! А теперь — это что?”. Мы идеализируем прошлое. 

Пройдёт время и остеопатия станет привычной, как для общества, так и для медиков. Остеопатии не может не быть. Очень многие вопросы здоровья не решаются линейно ни лекарствами, ни хирургией — они требуют другого интерфейса, другого биологического кода. Люди — это не только физические объекты, люди — это ещё и существа = существующие = функция = жизнь. Неидеальные существа в неидеальном мире… 

Решение найдётся!

Врач-остеопат Арсений Гуричев.