Эффективное обучении остеопатии

обучение остеопатии

Фото: Redd

Наблюдая за процессом обучения остеопатии — собственным и слушателей, на ум приходят методические выводы, которые строятся, скорее, не на педагогической теории и традиционализме в передаче знаний, сколько на осознании некоторых психологических механизмов, приводящих к явному результату — это и есть эффективное обучение остеопатии

Обучение в этом случае строится на применении принципов конструктивизма, осознании действительных целей обучения и использовании свойств человеческой психики, в частности эмоций, внимания, способностей, темперамента и характера.

Целеполагание

Человек, имеющий цель, и понимающий, что и зачем ему нужно, обладает большой мотивацией и силой. Иногда не понятно зачем изучать ту, или иную тему. Это происходит либо неосознанно, либо из-за убеждения слушателя в том, что тема никогда не будет использоваться в практической работе, или в жизни вообще. 

Зачем изучать какой-то технический приём, манипуляцию, технику, если вы никогда не будете пользоваться ей на практике? Только для экзамена… Но, иногда мы не знаем что, и для чего нужно. Как дети в начальной школе ещё не знают что знания которые они получают будут необходимы для следующих знаний, и без первого не получить второго. 

Цель

Другой, может быть куда как более важный аспект целеполагания — это выяснение истинной цели обучения. Найти эту цель не так сложно, как кажется. Это производится серией вопросов. 

  • Зачем я учусь?
  • Чтобы получить эффективные способы лечения.
  • Зачем мне эффективные способы лечения?
  • Чтобы быть эффективным… (то есть я не эффективен…)
  • Зачем быть эффективным?
  • Чтобы помогать людям.
  • Зачем помогать людям?
  • Это приносит мне моральное и материальное удовлетворение.

Моральное и материальное удовлетворение от труда — это хорошая мотивация, совпадающая с ценностями данного человека. Ценности — это нескончаемый источник энергии. Ради ценностей человек готов на жертвы. Выяснение своих целей и совпадения их ценностям может послужить хорошим источником энергии и вдохновения на обучение. Даже в минуты апатии, снижения настроения, временного снижения мотивации, трудностях в процессе обучения.

Искушение откатить систему назад — сильное искушение. Ведь где-то я уже эффективен, имею доход, или зарплату, статус, привычные схемы поведения etc. Эту идею можно продолжить шагнув ещё назад, и ещё, и ещё. Так до детского возраста, когда человек только лежал, ел и испражнялся

Им есть чего терять

Мотивирующим на обучение может быть идея развития головного мозга, который увядает куда как с меньшей скоростью, если им пользоваться. Наименее затратным и более комфортным будет праздное времяпрепровождение: просмотр телепередач, алкоголизация, игра в компьютерные игры, разговоры “ни о чём”: про автомобили, Ковид-19, или поездки в Турцию 2 года назад. Процесс обучения, а особенно процесс формирования нового навыка сопровождается страданием, ломкой, риском снижения самооценки. Что особенно актуально для врачей которые уже добились определенного профессионального уровня и статуса. Им есть чего терять.

Сложное обучение новому может послужить хорошей профилактикой увядания мозга. По наблюдениям люди, активно пользующиеся мозгом, сохраняют его функциональность до достаточно преклонного возраста. Обратным примером может служить энцефалопатия, стремительно развивающаяся на дровах атеросклероза и умственной редукции у лиц не пользующихся активно головным мозгом.  

Конструктивизм

Обучение — процесс активный. Морфо-функциональная основа новых знаний — это формирование новых нейрональных связей, которые образуются в результате активного мышления. Знания можно получить, но нельзя дать. Тем более в сегодняшнее время, когда информация стала избыточна, и одна из автоматических функций внимания работает на то, чтобы не воспринимать лишней информации.

Так ли важно ежедневно узнавать с каким министром встретился президент, сколько стоит йена, что сказал аналитик, с кем развёлся популярный артист, или на какой минуте мяч влетел в ворота сборной? 

Лекция, книга, семинар

Слушание лекции имеет, наверное, самый низкий уровень усвояемости. “До обеда идёт борьба с голодом, после — борьба со сном”. Чтение книги, вероятно, более эффективно, так как предполагает более активное действие обучающегося. Он сам что-то делает — читает. Чтение книги с конспектированием, “с карандашом” — ещё эффективнее. Семинарское занятие с чередованием получения новой информации, дискуссиями, отработкой технических приёмов, обсуждения спорных вопросов и активным участием группы в образовательном процессе — наиболее эффективная форма обучения.

Одним из приёмов преподавания может быть использование провокационных суждений, которые вызывают живую реакцию у слушателей, обсуждение темы, поиск аргументов и контраргументов, поиск решения данного сложного вопроса, и приводит к появлению у слушателя своего собственного вывода, несравненно более ценного для него, чем готовые конструкции, которые выдаёт преподаватель.

Наложения карт

Другим эффективным методом усвоения нового материала является наложение нового знания на уже имеющиеся представления. Так, в остеопатии, преподаватель иногда сталкивается со сложностью объяснения краниальных концепций, так как они, с одной стороны, не полностью перекликаются с информацией, получаемой в рамках изучения курса нормальной анатомии, а с другой — противоречат собственному опыту ощущений человека. 

Метод подавления, ссылка на авторитеты и книги, применение убеждения-внушения, уговаривания, или игнорирования негативной реакции на новую информацию — примеры неэффективного метода обучения, применяемого некоторыми преподавателями.

  • Я тебе говорю!
  • Так писал Сатерленд…
  • Нам это показывала сама Виола Фрайман
  • Почитайте внимательно Стилла!
  • Потом поймёте, когда поработаете
  • Это так, потому, что это так
  • Вы просто попробуйте: один, два, сто раз и почувствуете…

Эффективное обучение остеопатии может строится на способе наложения новых знаний на имеющиеся. Так, врач знает, что абсолютная шовная неподвижность костей черепа называется краниостеноз и лечится нейрохирургической операцией в виде производства распилов фрезой костей свода черепа, соответственно неподвижность костей черепа — это патология, а не норма. 

Неподвижность, синостозирование крестцово-подвздошных сочленений характерна для заболевания позвоночника — анкилозирующего спондилоартрита, или болезни Бехтерева, соответственно, неподвижность крестца в крестцово-подвздошных сочленениях — это не норма, а патология. Это примеры наложения новой информации на уже имеющуюся.

Сопоставление новых и старых представлений может применяться не только в схожих категориях анатомии, физиологии, патологии, но и по аналогии одних явлений другим. Так, например, любая часть человеческого тела, ткань, или орган может быть сопоставлена по аналогии с физическим объектом со схожими физическими свойствами: жёсткостью, подвижностью, температурой, фактурой поверхности и другими.

Фигура — фон

Опыт новой пальпации может быть развит из имеющегося опыта контакта с животными, людьми, фруктами, физическими предметами, водой, деревьями, почвой и другими предметами и явлениями. пример с выбором апельсинов, или помидоров в магазине. Вы выбираете однородные плоды, мгновенно пальпаторно определяя те, что отличаются от остальных. Это эффект “фигура — фон” и он уже был в жизни слушателя, когда он видел среди зелёных деревьев одно жёлтое.

Полезным приёмом осознания новой информации будет “переваривание” этой информации. Надо, действительно, понять то, что рассказали с кафедры. Проверить это можно простым способом — попробовать объяснить изучаемую тему человеку, не сведущему в ней. Если это получилось, то материал можно считать усвоенным. Из этого же направления будет написание статьи на тему, реферата, запись инфо-видео.

Графика

Другим способом усвоения и упорядочивания информации может быть перевод информации в графическую форму: рисунок, схему, концепт-карту, инфографику и др. Так, чтобы запомнить кости стопы я, например, распечатывал иллюстрацию костей стопы из атласа по анатомии на чёрно-белом принтере, а потом раскрашивал цветными карандашами кости. Или для понимания структуральных дисфункций крестца рисовал графические схемы крестца и важных для диагностики элементов таза и поясницы. Схемы крестца оказались очень популярными и широко распространились в сети. Схему обмена билирубина пришлось рисовать не менее 10 раз, чтобы она запомнилась и могла быть воспроизведена по памяти…

Условия усвоения материала

Мозг не совсем многозадачная машина. Если вы сидите на занятии, но при этом отвечаете на сообщения в мессенджерах, или просматриваете ленту новостей, или “краем глаза” читаете что-то другое, то часть энергии тратится на телефон и, соответственно, не тратится на процесс обучения. 

Если вы поглощены процессом на все 100, то ваша эффективность тоже на все 100! Почувствуйте вкус процесса обучения. Сделайте это от сердца, по настоящему, вовлечённо. Люди — социальные животные, и совместное участие в процессе усиливает, потенцирует эффект. Если вы учитесь, то учитесь. Так же как если вы жарите картошку, то жарьте картошку. Она будет прекрасна!

Среда важна

Среда, сообщество, поле — важные элементы обучения. Вы уже собрались по интересам. Может быть вы вспомните, что несколько лет назад обучение остеопатии было для вас чем то невозможным, ненужным, диким, неадекватным. Но, жизнь привела к тому, что появилась потребность в обучении. Вы изменились и сейчас находитесь в среде людей со схожими убеждениями. Не ищите у них различий, ищите сходства. Совместная энергия сильнее. Вытолкнуть машину из грязи одному бывает очень трудно, особенно когда вы действительно один…

Осиновый кол

Наоборот, от людей осуждающих вас, критикующих вас, задающих уничижительные вопросы, обесценивающие ваш выбор — избавляйтесь. Этих вампиров надо сторониться, а если они нападают — доставайте осиновый кол. Это часто коллеги, которые остаются на своём уровне, в котором они погрязли, и это, видимо, тяготит их, а вы своей смелостью и открытостью к изменениям раздражаете их, косвенно указывая на то место, где они находятся. 

Варианты: самим расти, или принижать вас. Первый вариант трудный, требует работы, перестройки, труда, смелости. Второй более привлекателен:

  • Ну и на кого ты там учишься?
  • Посмотрел ваши методички… По моему это бред.
  • Сколько стоит обучение? Я бы потратил эти деньги на более важные вещи.
  • Учиться ещё не надоело? Учёный!
  • Ну ка, посмотрите мне шею! Чего, зря учитесь что ли?
  • Зачем учишься? Уходить с работы собрался?

К сожалению, а это иногда бывает, обесцениваем, осуждением и подавлением занимаются близкие люди. Это сложный этический вопрос: обязан ли я с ними общаться по их требованию? Этот вопрос придётся решать самому.  

Эффективное обучение остеопатии

Вспомните когда вы были в первом классе, то прохождение полного курса школьного  образования казалось чем-то абстрактным. И если бы вы тогда в действительности узнали, что это будет длиться 10 лет, то, возможно, просто бы бросили попытку решить невыполнимую задачу. “Слона едят по кусочкам” = “Большой путь начинается с одного шага”… Выполнение одного небольшого ежедневного действия — это и есть секрет выполнения большой задачи. Или, как писал Эд Форман: быстрое продвижение гарантировано тому, кто выполняет три условия: 1 — приходит, 2 — приходит вовремя, 3 — приходит вовремя и готовым к работе.

Решение найдётся!

Врач-остеопат, преподаватель остеопатии

Арсений Гуричев