Фильтры восприятия в практике врача-остеопата

обучение остеопатии

К окончанию остеопатической школы врач «несёт на борту» 1500-3000 техник… и часто не знает, что с ними делать. Даже на уровне принципов можно запутаться: фасциальные техники или трасты, жидкостные техники или мышечно-энергетические техники Митчела, суставная мобилизация или точки Чапмана – даже на уровне теории эти техники отличаются значительно. Ещё есть проблема коммуникации с живым человеком, который не всегда влезает в предуготовленную нами модель.

Эпистемология остеопатии

Эпистемология, или теория познания в частном случае остеопатии сталкивается с вопросами общей эпистемологии, а именно с проблемой истины, смысла, метода, сущности познания, формы познания, веры и знания, объяснения и понимания, а так же структуры и формы опыта.

Модель не отражает действительность. Анатомический атлас имеет с живым человеком не очень много общего, примерно как карта города с городом. Даже на уровне простой модели возникают разные степени точности описания, так в анатомическом учебнике достаточно однозначно описана анатомия желчного пузыря, желчевыводящих путей и сосудов этой области, в руководстве по хирургии желчного пузыря анатомического оптимизма уже меньше, оказывается возможны варианты строения и взаимоотношений этих анатомических структур вплоть до противоположных.

Построение модели

Построение модели – непрерывный процесс, происходящий с очень активным участием врача. На какую часть он активно воздействует? На действительность? Нет. На информацию о действительности. Скорее да, на информацию и на то, как он её воспринимает. Информация, используемая в построении наших моделей проходит через фильтры восприятия. Выделяют (Р.Бэндлер, Дж. Гриндер) 3 вида таких фильтров: неврологические, социальные и индивидуальные.

Неврологические фильтры

Благодаря датчикам — зрению, пальпаторной чувствительности и иной рецепции возможно получение информации, но вследствие индивидуальных особенностей и того факта, что информация, поступающая в человека доходит до центров обработки в закодированном виде электрических импульсов между действительностью и дошедшей до мозга информацией появляется значимая разница. Два человека видят, например, жёлтый цвет по разному жёлтым, для нивелирования такой ситуации в издательской деятельности и дизайне используют цифровые обозначения цветов, а не полагаются на чувства дизайнера и его описание.

Порог восприятия, как буквальный фильтр, вообще не допускает возможности воспринимать действительность полностью, «на 100%». Минимальное количество энергии, необходимое для возбуждения рецептора оказывается у всех разным, мало того, порог восприятия ещё и меняется во времени. Часть звуков, например, человек не слышит, или в какой то обстановке он не слышит ещё больше звуков, а в какой то его слух значительно обостряется, но не переходит на диапазон восприятия инфра, или ультразвука.

Повторяющееся торможение – другой неврологический фильтр, проявляющийся в привыкании к возбудителю, как на уровне отдельных рецепторов, так и на уровне общего восприятия. Мы привыкаем к красоте Санкт-Петербурга, а попав в Сочи удивляемся почему местные жители не смотрят на море и горные пейзажи.

Первый шаг в моделировании мира – необработанная информация в виде частиц, или волн доходит до рецепторного аппарата и отсекается на уровне рецептора, далее переживание трансформируется в неврологическую модель, включающую визуальные образы, звуки, ощущения, а так же вкус и запах.

Пальпаторная информация у двух врачей будет разная уже на уровне фильтрации неврологическими фильтрами. Разное количество рецепторов, их взаимное расположение, преобладание тех или иных рецепторов, толщина кожи, порог восприятия — и абсолютный и порог различимости, скорость проведения нервного импульса, количество и качество нервных волокон, их трофика, сохранность зон мозга, перерабатывающих информацию, работа нервных путей, связывающих стороны, кровоснабжение ответственных зон и многое другое, что вносит изменение неврологического фильтра.

Социальные фильтры

Социальные ограничения – второй уровень процесса построения модели. Язык – важнейший фильтр восприятия. В медицине, и в остеопатии в частности, это хорошо заметно подменой русских слов латинизмами и терминами, образованными из английских, французских или немецких слов: стеккинг, дефанс, латерофлексия, дисфункция, виспред, тракция, и т.д. Слова определяют модель значительно, часто по словам уже можно определить медик человек, или нет, если медик, то остеопат, или нет и если остеопат, то к какой школе или когорте относится.

Восприятие мира усиливается или ограничивается кодировкой перцепцептивных феноменов в ярлыки-слова, которыми наш разум манипулирует в попытке извлечь смысл из переживания (Р.Фрэнк Пьюселик, Байрон А.Льюис). Например, у эскимосов есть около 70 слов для обозначения снега (Н. Хомский), который для обычного человека «просто снег», а у остеопатов есть столько же слов для обозначения подвижности затылочно-клиновидного сочленения, который для обычного врача не двигается вообще.

Такое глубокое социальное ограничение, проявляющееся и у эскимосов со снегом, и у остеопатов со сфенобазилярным синхондрозом (или всё таки синостозом:)), позволяет и первым и вторым расширить свою модель мира за счёт нюансов ощущений, которые не в состоянии ощутить другие люди.

Индивидуальные фильтры

Л.Р. Фергюсон выдвинул идею об интерпретации личности, как результата личной истории человека. Индивидуальные ограничения являются результатом личного опыта и составляют личную историю человека.

Индивидуальные фильтры базируются на неврологических и социальных, но представляют собой самостоятельного игрока моделирования. Врач с опытом работы в государственной больнице отличается от врача, работавшего только в коммерческой клинике, детский невролог отличается от взрослого, и он же отличается сам от себя, поработав в других условиях. Остеопат, выросший из морфолога видит анатомию из трупа, остеопат, выросший из клинициста видит анатомию из атласа.

У человека огромное количество сохранённых переживаний, называемых воспоминаниями, последними можно манипулировать. Перемешивая и добавляя тот или иной ингредиент, что вместе называется мышлением. Предмет из «прошлой жизни» появившийся в поле зрения сейчас может легко перенести нас в прошлое и вызвать такие же ощущения и переживания.

Лечение и обучение

Когда мы общаемся с людьми, желая обучить их чему то новому, будь то новое поведение — поведение здорового человека, или новое функционирование, или новый навык мы начинаем коммуникацию на неврологическом уровне – звуки беседы, или пальпаторные ощущения, взаимодействие на уровне социальных фильтров происходит в кодировке языка, на уровне трансформации индивидуальных фильтров происходит смена опыта, разрешающая дисфункцию, или нересурсное поведение, включающее в себя препятствие осознанию альтернативных мыслей, чувств или действий.

Так или иначе любой процесс обучения или терапии, оказавшийся успешным, становится частью личной истории человека. Сохранённая в «шкатулке памяти» новая модель мира начинает формировать мышление и восприятие по-новому, позитивным и благоприятным образом.

Указанная модель взята из представлений Р.Бэндлера и Дж. Гриндера и приводится здесь по Р.Фрэнку Пьюселику и Байрону А.Льюису.

Решение найдётся!

Врач-остеопат Арсений Гуричев