Да простит нас Стилл…

Комментарий приказа Минздрава N 481н от 24 июля 2015 г. N 481н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Остеопатия».

Приказ Минздрава N 481н

Дух приказа N 481н

Остеопатия – это медицинская специальность, занимающаяся всеми проблемами человека во всех разделах медицины, но в основном неврологическими проблемами и опорно-двигательным аппаратом, используя мышечно-энергетические техники — МЭТ, или ПИР, но так их называть нельзя… потому что в остеопатии эти техники называются именно МЭТ. Да, и термин патологической физиологии, травматологии и судебной медицины «повреждение» заменён на «соматическая дисфункция», но об этом позже.

Формы обучения остеопатии

Приказ N 481н предусматривает 3 варианта обучения:

повышение квалификации врачей по специальности «Остеопатия» со сроком освоения 72 академических часа по теме «Мышечно-энергетические техники в диагностике и коррекции соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата»

повышение квалификации врачей со сроком освоения 144 академических часа по специальности «Остеопатия»

профессиональная переподготовка врачей со сроков освоения 996 академических часа по специальности «Остеопатия».

Таким образом

появилась полная структура врачебного образования по остеопатии. Первично – это ординатура (законодательно установленные Приказами Минобрнауки № 1061 от 12 сентября 2013 года и N 1095 от 25 августа 2014 года), или переподготовка (996 часов) с какой то другой врачебной специальности, вероятно врачей, которые уже получили образование по остеопатии ранее, и которое соответствует требованиям по часам и темам. Далее периодические формальные повышения квалификации по 72 или 144 часа.

Как по другому?

По принципу Тайчи образовалась и другая возможность легализации остеопатической деятельности – можно заниматься целительством и народной медициной (ФЗ об Охране Здоровья Граждан, статья 50), и даже получить такое признание в Российской Академии Народной Медицины.

Кто может обучать остеопатов?

По приказу обучение производят кафедры остеопатии, мануальной терапии и неврологии. Кафедр остеопатии пока ещё нет, или они появились недавно. Мануальные терапевты относятся к остеопатии не однозначно: часть истинно недоумевает зачем было вводить остеопатию поверх мануальной терапии, тем более в таком виде как она описана в Приказе N 481н, и чем она отличается от мануальной терапии кроме некоторых терминов. Часть признаёт отцовство остеопатии, но считает мануальную терапию более научной, современной и доказательной. Часть признаёт оригинальные подходы краниальной остеопатии, но как раз этот раздел остеопатии из неё же и отпочковался, трансформировавшись молитвами Апледжера в кранио-сакральную терапию, которая уж точно не будет легализована в России в медицинских рамках. Про биодинамику лучше вообще не вспоминать в свете таких приказов…

Неврология, как дисциплина имеет в России древние корни и её преподавание сложилось в достаточно надёжную и, главное, практически бесконечную структуру, где можно всё изучать и изучать предмет — от анатомии нервной системы до современной лекарственной терапии, через топическую диагностику и семиотику нервных болезней. Если среди современных остеопатов встречается очень много неврологов, то на кафедрах картина несколько иная, кафедры неврологии достаточно традиционны и среди кафедралов обычных российских институтов (не Санкт-Петербурга) неврологов-остеопатов можно пересчитать по пальцам.

Ноу-хау в обучения остеопатии

Цитата: «Программа может реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий…»

Без комментариев…

Всё нужно организовать

Судя по обилию текста про социальную гигиену, указание различных нюансов этой важной для остеопатии науки, количеству часов дисциплины и специфическому языку текста Приказа, его писали с непосредственным и большим участием специалистов социальной гигиены, вероятнее всего СЗГМУ им. Мечникова.

Показания к остеопатии

Повод для обращения пациента к остеопату исходит из раздела «Остеопатическая диагностика. Дифференциальный диагноз» программы повышения квалификации врачей со сроком освоения 144 академических часа по специальности «Остеопатия». Всё что было до этого раздела и после этого раздела касалось остеопата, и коллег-клиницистов, которым Приказ показал, что внимание остеопатии распространяется на всю медицину, а этот раздел смотрит на остеопата глазами пациента – это то с чем он обращается.

Раздел содержит у взрослых один симптом «боль» с указанием локализации: спина, голова, конечности, шея, и чуть шире у детей: срыгивания, нарушения сна, головные боли, запоры. В таком же разделе программы переподготовки содержится уже исчерпывающий список обследования пациента часов на 8-12 рабочего времени.

Фокусы языка

В документе указаны примерные программы обучения, а соответсвенно и темы. Темы следует понимать буквально, это диктует форма документа – Приказ. «Соматическая дисфункция», «глобальное ритмогенное нарушение», «региональное нейродинамическое нарушение» — это что? Как оценивать вред здоровью при, говоря языком Приказа, «глобальном ритмогенном нарушении» и как его вообще доказать?

В медицине на уровне хотя бы одной страны применяется универсальный язык – в патанатомии, травматологии, судебной медицине, патфизиологии или нейрохирургии будут использованы либо одинаковые термины и понятия, либо в основном одинаковые, с пояснением специальных. Приказ указывает и на ведение медицинской документации остеопатом, в таких же метафизических терминах?

Можно ли модель переносить на действительность?

Принято ли понятие «Первичный дыхательный механизм», который является не более чем метафорой Сатерленда, в анатомии и физиологии? Может ещё в черепе есть оси, в виде линий и лучей, вокруг которых строго в соответствии с начертательной геометрией по плоскостям происходит движение тканей? Тогда молекула вещества состоит из пластмассовых шариков, нанизанных на проволоку… Корректно ли называть сочленение затылка с клиновидной костью «синхондроз», если он таковой только до определённого возраста, после которого успешно превращается в синостоз (для приверженцев теорий могу сказать, что я лично распилил с дюжину  черепов в поисках этого синхондроза).

Да простит нас Стилл…

У нас есть своя терминология, свои концепции, свой язык. Он понятен любому остеопату ровно настолько, насколько не понятен анатому, или обычному, нормальному неврологу, или травматологу. У них тоже есть свои термины, свой арго, свои жаргонизмы и не все хирурги называют анатомические области как в учебнике анатомии, при этом понимают друг друга с полуслова, но в нормативных документах принято писать канцеляритом и в соответствии с фундаментальными терминами, ИМХО.

Да простит нас Стилл…

D.O. Арсений Гуричев

PS Видео о проблемах начинающего врача-остеопата ЗДЕСЬ