Развитие ребёнка первого года жизни

Статья описывает психомоторное развитие ребёнка до года

Развитие ребёнка

Психомоторное развитие ребёнка первых лет жизни отражает степень развития и связи нервной системы и костно-мышечного аппарата. Задержка моторного развития скажется на психическом развитии и наоборот. Динамика показателей моторного развития отражает биологическое созревание ребенка.

Экспресс

Для быстрой оценки отставания и задержки развития и, соответственно, принятия решения обратиться за медицинской помощью, можно воспользоваться следующими знаками:

Норма

1 – 1,5 месяцев – начинает держать голову

1,5 – 2 месяца – исчезновение гипертонуса рук, появление опоры на руки

4 месяца – ребёнок способен переворачиваться со спины на живот

7 месяцев – садится,

8 месяцев – встаёт, ползает

1 год – самостоятельная ходьба

Не норма

2 месяца –  не улыбается

3 месяца – не реагирует на мать

6 месяцев – не поворачивается за движущимся предметом

8 месяцев – не различает близких и чужих

9 месяцев – не играет в прятки

1 год – не ищет спрятанный предмет.

Подробно

Психомоторное развитие ребенка соответствует возрасту если ребенок отвечает следующим требованиям (по Самариной Н.В., Юрьеву В.В., с изменениями):

1 месяц

Следит взором за движением в поле зрения, цепляется взором за движущийся предмет и провожает его. Реагирует на голос – прекращает плач, затихает на голос. Прислушивается к голосам, звукам. Сам издаёт звуки, улыбается. Рефлекс – поднимает голову в положении лёжа на передней поверхности туловища, удерживает поднятую голову.

2 месяца

Имеются рефлексы новорожденных. Следит взором за предметом и длительно удерживает его в поле зрения. Реагирует на звук локацией – ищет откуда идёт звук. Относительно длительное удержание поднятой головы в положении лёжа на передней поверхности туловища. Интонирует звуки, крик. Гулит. Улыбается в общении.

3 месяца

Рефлексы новорожденных угасают. Следит взором за предметом сосредоточенно, внимательно. Лёжа на передней поверхности туловища создаёт себе опору на предплечья и локти. Имеет опору на согнутые ноги. Ищет игрушки руками. Разнообразие эмоциональных реакций. Певучее гуление, интонирует звуки и крик.

Комплекс оживления

Комплекс оживления – это реакция радости ребёнка на появление взрослого, особенно матери. При появлении взрослого человека ребёнок меняется: улыбается, широко открывает глаза, вскидывает руки, делает несколько глубоких вдохов, перебирает ногами, может взвизгивать – выражает радость всеми ему доступными способами.

4 месяца

Рефлексы новорожденных исчезают, за исключением единичных, например, рефлекса Моро (отводит руки в стороны, потом возвращает руки обратно, как бы обхватывая себя – вызывается, например, быстрым опусканием и поднятием в воздухе на руках взрослого). Физиологический гипертонус рук уходит. Ребёнок рассматривает свои руки. Реагирует на звук – локация источника звука. Активно пользуется руками: ощупывает и удерживает игрушки, грудь матери, бутылочку. Смеётся, певуче гулит. Узнаёт мать и проявляет это мимикой с улыбкой.

5 месяцев

Остаётся сосательный рефлекс, остальные рефлексы новорожденных исчезают. При поддержке стоит. Самостоятельно переворачивается на живот. Лёжа на передней поверхности туловища выпрямляет руки и опирается на ладони. Амплитуда движения рук в полном объёме. Обращается с игрушками: принимает и передает игрушку взрослому, тянет игрушки в рот. Звуки: продолжительно и певуче гулит, интонирует с цепочками звуков, смеётся, плачет-хнычет. Явная реакция оживления пи появлении взрослого, может быть реакция страха. Различает «свой-чужой». Различат интонацию обращённой речи: ласковая речь, строгая речь. «Сенсорная» речь – понимает обращённую речь, но сам не говорит.

6 месяцев

Оптическая реакция опоры: выпрямляет руки в сторону видимой опоры при наклоне с рук взрослого (или если отпустить с рук). При потягивании за руки из положения лежа наклоняет голову, садится. Поворачивается с живота на спину. Перекладывает игрушку в руках.  Появляются короткие цепочки лепета. Ест с ложки, начинает пить из чашки. Различает своё имя: по-разному реагирует на своё и чужое имя, что проявляется мимикой и проявлением внимания.

7 месяцев

Ползает в положении на передней поверхности туловища. Сидит с опорой на руки. Может долго рассматривать игрушку, обращаться с ней: стучать о поверхность, кидать игрушку на пол. На вопрос «Где … (машинка, кубик etc)?” ищет игрушку. Длительный лепет. Уверенно пьёт из чашки, которую держит взрослый. Внимательно изучает взрослого прежде чем общаться с ним. Проявление реакции интереса.

8 месяцев

Узнаёт близких, распознавание «свой-чужой», сидит без опоры, ползает на четвереньках, у опоры встаёт на колени. Интонирует лепет в общении, самостоятельно держит еду и грызёт её (кусок яблока, сушку), есть игровой контакт со взрослым, простое подражание в игре: вынимает, стучит, катает предметы.

9 месяцев

Шагает, переступает, опираясь на опору. Захватывает мелкие предметы пальцами, а не всей кистью. Понимает и реагирует на просьбы принести предмет, отдать его, передать. Знает своё имя, отзывается на него, поворачивается на произношение имени. Речь: начало развития моторной речи – ребёнок начинает говорить слова. Как минимум, лепечет с богатым разнообразием звуков, интонированием, выражением. Общается звуками, повторяет движения, подражает движениям другого. Привыкает к горшку.

10 месяцев

Стоит с опорой на одну руку и может ходить, придерживаясь за руку. Пытается подниматься по лестнице. Играет, повторяя движения, или участвуя в них: ладушки, сорока-ворона. Машет рукой «до свидания». Указывает на части лица человека: лоб, нос, глаз, брови, уши, щёки, борода. Продолжение развития моторной речи: повторяет за взрослыми слоги и простые слова, произносит «мама», «баба». Подаёт сигнал голосом о своих нуждах. Общается с другими детьми, играет с ними.

11 месяцев

Сам стоит без опоры. Ходит, держась одной рукой или, периодически, без поддержки. Играет в простые логические игры, не требующие тонкой моторики: складывание пирамиды из крупных колец, кубики. Различает группы предметов, например, игрушки: кубики, мячики, машинки. Увеличивается запас слов, появляются «кис-кис», «ав-ав», «бай-бай». Есть реакция на запрет, чётко различает похвалу и порицание. Проявляет разное отношение к разным детям – симпатию и антипатию.

12 месяцев

Ходит без поддержки. Выполняет простые команды. Использует по назначению бытовые предметы: расчёска, ложка. Играет в простые логические игры с участием точных движений: собирает пирамиду из средних и маленьких колец. На картинках узнает и правильно показывает знакомые предметы, изображения героев знакомых мультфильмов, животных, строений. Слушает сказки. Рассматривает картинки в книге, «читает» — листает книгу, рассматривая картинки. Коммуницирует словами: «дай», «на». Словарный запас сенсорной речи (обращённой к ребёнку) достигает 300-400 слов, моторной речи (сам говорит) около 10 слов. Играет предметами одной группы: кубики, фигурки животных, машинки.

Только задержка?

Кроме отставания и задержки развития бывает опережение психомоторного развития ребёнка, а также дисгармоничное развитие: какие-то параметры отстают, другие опережают. Показатели нормы несколько условны. Оценку психомоторного развития ребёнка может произвести врач-педиатр, врач-невролог. Про диатезы можно почитать здесь,

Решение найдётся!

D.O. Арсений Гуричев