Путь врача

Остеопатия

Фото: Asa Rodger

 

Личная врачебная история остеопата Гуричева Арсения Александровича, или «мы все на одном Пути».

Алюминиевые крышки

В 1993 году, будучи учащимся ПТУ-28 и овладевая профессией «токарь», впервые в больнице, страдая гастритом, побывал за кулисами отделения – медсестра попросила открывать какие-то использованные флакончики с алюминиевыми крышками…

Я надел медицинский халат, и оказавшись по ту сторону баррикад почувствовал чёткую разницу между тем кто в халате и тем, кто шаркает тапками по больничному коридору. Даже как-то сил прибавилось. Да, гастрит мне вылечили не гастроэнтеролог, а психотерапевт — Н.М.Журкелис.

Санитар хирургии

На большой шестимесячной практике в ПТУ вместо работы на ГПЗ-23 (государственный подшипниковый завод ордена Трудового Красного знамени, Вологда) устроился по знакомству санитаром приёмного отделения хирургического корпуса городской больницы №1 Вологды.

Там впервые увидел (и потрогал) ожоги III-IV степени, колото-резаные и огнестрельные ранения, эпиприпадки, черепно-мозговую травму, острый живот, политравму, авто и жд-травму, падение с высоты, а также цыган, бандитов и милицию.

Ты что, дурак?

Нана Витальевна – мастер ПТУ позвонила домой и поинтересовалась:

— Гуричев, ты где?

— Я в больнице.

— Ты заболел?

— Нет, я работаю.

— Ты должен работать не в автохозяйстве больницы слесарем, а токарем на ГПЗ.

-Я не слесарем, я санитаром.

-…

-Санитаром работаю, и я больше не буду учится в ПТУ.

-Гуричев, ты что дурак? Срочно в училище!

-…

Нана Витальевна уговорила закончить ПТУ и получить документ о среднем образовании (спасибо). После окончания ПТУ-28 поступаю в Вологодское базовое медицинское училище.

Латынь и армия

2 сентября домашнее задание — латинский алфавит, наизусть. Что-то «Кератома» (прозвище преподавателя по латыни) совсем озверела — после ПТУ такие задания сложноваты. Сумел, учился на 4 и 5. Познакомился с массажем, что неоднократно мне помогало потом.

Осенний призыв 1993 года почему-то захватил и нас – учащихся и студентов, оказалось – в армии недобор перед первой чеченской кампанией. Друг (Андрей Смирнов) в госпитале напутствовал: «Везде говори, что ты с медучилища! Тогда будешь служить санинструктором». Я так и делал.

Областной военком на мой отказ служить санинструктором в конвойном полку Вологды (а как я там мог служить при таком обилии детских и юношеских знакомых хулиганов и уголовников…) направляет в Североморск…

Санинструктор

В Североморске в «экипаже» всем говорю, что я с медучилища и попадаю санинструктором в… стройбат. 154 ВСО МИС СФ (154 военно-строительный отряд Морской Инженерной Службы Северного Флота).

3 роты далеко не «цвета нации», которые весь срок службы разгружают цемент и брёвна, чугунные батареи и стройматериалы для флота. Пару месяцев и я так послужил. Честно говоря – это очень тяжёлый, изнуряющий труд. Заболел бронхитом и попал в медпункт. Начмед – капитан Гафуров в разговоре понял, что я медик, устроил перевод в санинструкторы.

Панариции, мозоли, ОРВИ

Панариции, мозоли, ОРВИ, пневмонии, острые животы, проглоченные гвозди, психозы, чмт, переохлаждения и отморожения, тупая травма туловища и конечностей, фурункулёз… Одноразовых шприцов не было – каждые 4 часа «варим шприцы» для пенициллиновых инъекций. «Косари», то есть военные больные на самом деле не совсем обычные пациенты – никогда не знаешь: по-настоящему болен, или «косит». Массаж – навык, позволявший подзаработать, если не денег, то уважения.

Ещё приходилось лечить свиней. Зам.по-тылу м-р Горшин курировал свинарник, а свиньи периодически болели какими-то инфекционными заболеваниями. Мы садились на 131 ЗИЛ и выдвигались в сопки, в свинарник. Инъекции были те же, что и солдатам. Только шприц другой – с каким-то ограничителем, автоматизирующим работу.

СПбГМА им. Мечникова

1995 год – выездная комиссия от Санкт-Петербургской медицинской академии им.Мечникова в Петрозаводске, для северян. Поступил легко (как и все), учился на первых 2х курсах очень тяжело. Думал бросать – невмоготу давались физика и химия. Трудно всё это после армии… Мой друг вообще загремел в психбольницу с неврозом на этих нагрузках. Но, я как-то раскачался: от половины вопросов по общей химии проф. Слесарев В.И. и доц. Григорьева Э.Г. освободили по баллам, от экзамена по патологической физиологии освободили полностью, патологическая анатомия – автоматом, и так далее.

Патанатомия

С 3 курса реализация наивного плана по излечению людей от рака кожи. Бабушка умерла от рака кожи, и я решил, что я изучу этот вопрос и решу его. 3,4,5,6 курсы в микроскопе – тогда ассистент, сегодня профессор, д.м.н. Чупров И.Н. на кафедре по патанатомии (зав. проф. Аничков Н.М.) изо дня в день делился со мной врачебным и человеческим опытом.

Дзержинец

Два лета работал фельдшером в детском лагере, в котором ранее провёл 8 смен – тогда, в детстве, он назывался пионерский лагерь «Дзержинец». Жутковатое название, да и место жутковатое – похоже, что в поле у лагеря во время Сталинских репрессий массово расстреливали людей (прадед у меня тоже репрессированный).

Хирургия

На 4 курсе решил «а почему бы не хирургия…». Месяц на 2 хирургическом отделении родной Вологодской городской больницы №1 под чутким руководством фанатика хирургии и трудоголика проф. К.А. Абдалова показал, что я не смогу так работать всю жизнь… 6-8 операций в день – это слишком, да и 90 больных на 2 физически существующих хирургов – это тоже перебор.

Кафедра

На 5 курсе познакомился с «супермозгами»: проф. Матышев А.А. и проф. Мишин Е.С. – судебные медики. Вот это мне показалось круто, да ещё прочёл «Век криминалистики» Торвальда Юргена и «Судебно-медицинская казуистику» В.Л. Попова. На 6 курсе точно понял, что хочу работать судебно-медицинским экспертом, да и с 5 курса стал подвизаться в «судебке».

2001 год – начало интернатуры по судебно-медицинской экспертизе. Денег катастрофически не хватало (женат, съёмная квартира…) – опять выручал массаж.

Карьера

На второй год работы — заведующий отделением, на четвёртый год работы – заведующий областным отделом. Начал работу над кандидатской диссертацией на тему «Повреждения органокомплекса шеи у пешеходов в автомобильной травме» (рук. проф. Мишин Е.С.). В начале и середине 00х работали самоотверженно, нормы превышали многократно, перерабатывали нещадно – сейчас я бы так работать не смог…

Кризис

К 2008 году работа дала о себе знать: артериальная гипертензия (160/100 мм.рт.ст.), правосторонняя верхнеквадрантная гемианапсия, головные боли и при этом ничего не помогает из обычных, мне известных средств. Да ещё отца похоронил от инсульта. Полная жопа. И растерянность.

Встреча с остеопатией

Встреча с остеопатией произошла в лице доктора Соколова С.И. Всё заработало. Это было похоже на волшебство: легко, эффективно, без лекарств. Начали вместе заниматься остеопатией, массаж опять помог – руками к тому времени работал около 15 лет, знания анатомии так же не были лишними.

В 2009 году понял, что не хватает урывочных знаний, книг, видео и отдельных семинаров — пора учиться полноценно. Школу долго не выбирал: Соколов учился в ИОМ СПб (Институт Остеопатической Медицины, руководитель: Егорова И.А) и меня завораживала глубина знаний и богатство технического арсенала, который там давали.

Ford

Продал свой новенький Ford и вперёд – учиться. Правда тогда это было несколько ненормально – учиться на «не пойми кого», и при этом оставить прекрасную карьеру: вот-вот будет готова кандидатская, начальник предлагает стать зам. по экспертизе области… Но остеопатия оказалась настолько конгруэнтна моей Душе, что я почувствовал – «Вот оно!». Обрёл прибежище.

Далее 3 года страданий. Моих знаний по анатомии оказалось мало – странно, ведь Ханс Фениш – это моя настольная книга, и я знаю её практически наизусть, вплоть до того на какой странице расположена какая тема. Дело оказалось в том, что анатомия в остеопатии – это не трупная анатомия, а анатомия живого человека – вот в чём секрет.

Кризис II

Несколько раз у меня наступал кризис. Во-первых, я провалил свою основную работу, и у меня кончились деньги. Во-вторых, у нас уже было двое детей, в-третьих — квартира в ипотеке. В-четвёртых — учёба остеопатии обходилась дорого, а доход не приносила, так как в начале я боялся работать. Страдания вынесли меня на новый виток – я начал, таки, принимать как остеопат.

Морг, морг

Я принимал, сейчас это звучит чудовищно, но это было именно так…, я принимал в судебном морге на третьем этаже в ординаторской. Составлял письменные столы, сверху клал матрас из дежурной комнаты и — Voi la. Героические пациенты! Так же я ездил «со станком» — переносным массажным столом по домам. Это был хороший опыт общения с пациентами, некоторые до сих пор пишут письма: «Где вы? Помогите!». Я был воодушевлён.

Так, волнообразно шёл процесс обучения: иногда я думал «Вот сейчас дадут техники на грудном отделе позвоночника, и я начну работать полноценно», потом «Вот сейчас дадут техники на шейном отделе…». Насколько я знаю, такие мысли были у многих слушателей.

Опыты на себе

Надо учесть, что ещё до того, как я узнал эти пресловутые техники мы с доктором Соколовым С.И. пытались что-то изучать по книгам. Выглядело это так: изучили технику, далее один ложится на стол, другой делает манипуляцию, потом меняемся. Иногда это кончалось утратой сознания, госпитализацией на рядом находившуюся, дружественную нам нейрохирургию, и пару капельниц сосудистых препаратов…. Зато сейчас я очень хорошо чувствую шею – и у себя, и под руками.

У Вас всё получится!

Так, волнообразно шёл процесс обучения: иногда я думал «Вот сейчас дадут…» — да, а иногда я думал «Всё, конец! Ничего не получается. Я – тупой!». Однажды я случайно встретил в кафе доктора Ксенофонтову И.В. – остеопата, преподавателя, Человека. Она как-то просто и уверенно убедила меня, сказав: «У Вас всё получится!», и у меня действительно получилось…

Постепенно мой «паровоз остеопатии» набирал обороты. Каждый, кого я встречал на своём пути передавал мне вольно или не вольно «ген» остеопатии, российские учителя: И.А.Егорова, А.Е. Червоток, В.Л.Андрианов, И.В.Ксенофонтова, Л.С.Крестина, В.В. Ковров, Д.С.Меркулов, К.А.Назаров, В.А.Леонтьев, П.Е.Печорин, А.В.Искрик, К.В.Шарапов и др. и зарубежные наставники: Pierre Tricot, Renzo Molinari, Adalbelt I. Kapandji, Jean Marie A.T.Beuckels, Pierre Vey, Thomas Rasmussen…

Сегодня День медицинского работника, и я хочу его отметить. В следующем году исполнится 25 лет на этих поприщах – благодарю вас учителя и пациенты! Мы все на одном пути. Спасибо вам!

D.O. Арсений Гуричев

остеопат Гуричев

Паровоз остеопатии набирает обороты

Фото: Branislav Knappek

Статья об остеопатическом конгрессе в Казани Osteopathy Open 2017 и о том, какие выводы можно сделать по нему о настоящем и возможном будущем остеопатии в России.

Симпозиум по остеопатии в Казани

Прошел международный конгресс по остеопатии «Osteopathy Open 2017. Актуальные вопросы остеопатии. Остеопатия – философия, наука и искусство управления здоровьем».

Похоже, что это самый крупный и авторитетный остеопатический форум – порядка 500 участников, в основном из России, а также из Франции, Испании, Швейцарии, Израиля, Канады, Украины, Азербайджана и Казахстана. От конгресса остаётся однозначное впечатление – остеопатия в России есть, признана и будет развиваться.

Остеопатия в Казани

Правильное место и хорошая организация. Казань – не обычный город: богатая и древняя история (я за свою жизнь помню празднование и 800 и 1000-летие Казани), дух религиозной и не только толерантности, хорошие научные и медицинские «гены» города – здесь жили и работали многие знаменитые врачи-учёные и практики.

Казань остеопатическая так же в лидерах по стране – более 40 врачей-остеопатов работает в «Третьей столице». Мало на миллионник? Сравните с Воронежем, или Ярославлем (1 – 2 врача).

Организация конгресса

Организация самого форума отличная: зал комфортный, место – правильное: Казанская государственная медицинская академия – это научный и образовательный медицинский центр Казани, в прямом и переносном смысле. Информационная поддержка, возможность регистрации за день до начала симпозиума, работа персонала, цены на мероприятия, оснащение, планирование форума – всё без претензий, видно, что люди поработали по-настоящему.

Тематика и дух форума

Красной нитью конференции прошло 3 темы – лицензирование остеопатии, обучение остеопатии и остеопатия как наука. Про научно-практическую часть позже.

Лицензирование остеопатии

Лицензирование остеопатии де-юре уже произошло, де-факто начнётся с 2018 года. Чем это грозит? Контроль за лицензируемыми видами деятельности более строгий, больше контролирующих органов, требований, условий и, соответственно, меньше возможностей заниматься остеопатией «не остеопатам».

Принимать на кухне, в спортзале, или в парикмахерской становится рискованным занятием, таким же как удалять зубы, или производить аборты на кухне, в спортзале, или парикмахерской. Указывать в рекламе, на вывеске, сайте остеопатию, как вид медицинских услуг, не имея на это лицензию так же становится неправомочным.

Обучение остеопатии

Остеопатия теперь принимается не только как узкая медицинская специальность, как мануальная терапия, или травматология, например, но и как специалитет, то есть остеопатия подобно «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело», «стоматология».

Единственно возможной формой обучения с получением легитимных документов по остеопатии становится большая, 3500 часовая, программа подготовки врача-остеопата, а существовавшая некоторое время короткая программа переподготовки закрывается. Она была сделана для получения документов теми врачами, которые проходили полный курс обучения (3000-3500 часов) в период до легализации остеопатии. Больше такой возможности не будет.

Всё-таки непонятна судьба врачей, прошедших полный курс обучения, но не успевших пройти переподготовку по остеопатии и не получивших сертификаты по остеопатии. Вряд ли они пойдут ещё на одну 3500 часовую программу подготовки. Значит они будут продолжать работать в рамках какой-то другой специальности (неврология, мануальная терапия, педиатрия и т.д.), но не смогут из-за лицензирования указывать остеопатию как вид деятельности.

Полное обучение остеопатии

Кто будет проводить полное обучение остеопатии? Наверное, из-за такого большого количества часов останется ограниченное количество уже устоявшихся остеопатических школ, а с учётом требований к выдаваемым документам — школ, привязанных к медицинским университетам и академиям. Сертификат специалиста по остеопатии сможет выдать только лицензированное учебное заведение. То есть выбор «куда пойти учиться» на остеопата сужается.

Эти темы обсуждались на второй день конгресса, когда проходило заседание Совета руководителей образовательных организаций, обучающих остеопатии.

Аккредитация врача-остеопата

Главный внештатный специалист по остеопатии Минздрава России Мохов Д.Е. в беседе сказал, что врачи-остеопаты будут проходить аккредитацию, которая включает в себя допуски до общей остеопатической практики и специализированным направлениям в остеопатии – это лечение детей, новорожденных, беременных. Аккредитация планируется проводиться, как я понял, всего в двух центрах – Санкт-Петербург (проф. Мохов Д.Е.) и Владивосток (проф. Беляев А.Ф.).

Не совсем понятно вообще, что такое аккредитация в остеопатии, видимо – это выполнение Приказа Минздрава №127н от 25.02.2016 г.

Остеопатия, как наука

Грядёт развитие научной составляющей остеопатии в России. Если есть специальность, а то и специалитет, то будут и диссертации. Сейчас Российский Остеопатический Журнал уже ВАК-рецензируемый, с учётом того, что остеопатическое образование привязывается к кафедрам медицинских университетов и академий остеопатию ждут кандидатские и докторские.

Хотя по остеопатии и сейчас сделано очень много научных работ, но они в основном проводились в рамках написания дипломных работ во время обучения под эгидой французской и английской остеопатических школ на степень D.O. и не отвечают требованиям защиты научной работы в России.

Монтекки и Капулетти

Наконец утихли споры между остеопатическими школами. По крайней мере их не слышно — буря улеглась… На конгрессе были практически все основные представители Российского остеопатического (и не только) сообщества: Васильева Л.Ф., Егорова И.А., Литвинов И.А., Мохов Д.Е., Червоток А.Е., Шарапов К.В., и другие. Присутствовали остеопаты и психотерапевты, неонатологи и мануальные терапевты, неврологи и стоматологи, педиатры и гинекологи. Доступ к трибуне для докладов и к залам для семинаров, насколько я знаю, не ограничивался.

Неминуемость реализации нововведений в обучении, лицензировании и организации остеопатии, а также явное позиционирование активных участников игры привело к затуханию споров. Это же получило отражение в темах выступлений и мастер-классов. Структуральная остеопатия, биодинамика, традиционная китайская медицина, прикладная кинезиология, остеопатия и психотерапия, массаж — остеопатия на форуме была представлена достаточно широко, и глубоко.

Остеопаты-гости

Чего показалось мало, так это зарубежного участия. Было участие относительно известных Роберта Русса (Канада) и Вернера ван Кампа (Швейцария), а также Франка Мазе, Майкла Лалу Кодаэва (Испания) и Эрика Робинсона (Франция). Немного не симметричный состав – при богатом участии российских остеопатов и международном статусе конгресса недостаточное представительство зарубежных участников и «звёздная недостаточность». Сравните, например, с Петербургской «Остеопатия и белые ночи», где можно увидеть Рензо Молинари, Джонатана Парсонса, Франсуа Аллара, Адальбера Капанджи…

Точка росы

РОсА (Российская остеопатическая Ассоциация) изменилась, но больше организационно. Что очень понравилось, так это организация очередного годового собрания РОсА – не общим сбором членов, а совещанием делегатов от регионов и других актуальных участников остеопатического сообщества. Это произошло организованно, быстро, в небольшом уютном зале, без лишних споров, на одном дыхании. Заседание было хорошо подготовлено, голосование карточками – зеленой и красной (почти как выбор таблетки в «Матрице»).

Из решений – смена названия на более удобовопроизносимое, изменение сроков внесения членских взносов (теперь до апреля текущего года), нюансы по формам членства (теперь появились участники – не остеопаты), другие текущие вопросы.

Всё только начинается

От симпозиума остаётся однозначное впечатление – остеопатия в России есть, официально признана и будет развиваться. Грядёт лицензирование остеопатии как вида деятельности в медицинских учреждениях. Усложняется и удлиняется остеопатическое образование. Будет развиваться научное направление остеопатии. Вообще, получается, что уровень такого официального признания остеопатии есть только в двух странах – в России и в США, но если во второй этот уровень достигнут относительно давно, то в первой всё только начинается!

D.O. Арсений Гуричев

Краниосакральная терапия.Часть 2

Педагогическая

Как происходит обучение

Опишу на примере семинара «Краниосакральные техники – 1 (CS-1)» Института Апледжера, представленного Томасом Расмуссеном из Дании.

Первый семинар по краниосакральной терапии длится 4 дня с 10 до 18 часов, с перерывом на обед и 2 кофе-брейками. Каждый день проходил на одном дыхании – интересно, практично, волшебно. Заслуга это плана семинара, или ведущего (Thomas Rasmussen, Denmark) — сложно сказать…

Даётся краткая вводная: Стилл, Сатерленд, Апледжер; череп, крестец, кранио-сакральная система в целом, ритмы, простая анатомия; пальпация, укоренение, внимание. Далее каждый шаг 10-шагового протокола в отдельности и в последний день весь 10-шаговый протокол.

Всё это густо насыщено практикой, демонстрациями, подсказками ведущего и ассистентов – не понять, что нужно делать — практически невозможно. Затрагиваются и сложные темы, например головная больхлыстовая травма, проблемы шейного отдела позвоночника. Переводчик – профессионал, легко ориентирующийся не только в языке и в теме семинара, но и в анатомии и медицине в общем.

Thomas Rasmussen

Томас – краниосакральный терапевт из Копенгагена, преподаватель Института Апледжера. Перед семинаром я «гуглил» его в нероссийском интернете, чтобы понять он преподаватель-теоретик, или практик. К теоретику я бы просто не поехал… Мистер Расмуссен работает в собственном кабинете в Копенгагене, в Дании – это хорошо.

Подача материала на уровне Мастера – это просто и очень по сути, при достаточной и не перегруженной теоретической презентации с убедительными анатомическими иллюстрациями и схемами-моделями.

Я всячески старался попасть под его руки чтобы «послушать» как он работает. Мне было очень важно почувствовать, как он работает, и я удовлетворил это желание. Глобально – это большая мощность при нейтральности, это пальпация без суждений и оценок, без намерения «править» пациента. Это Мудрость, позволяющая проявиться движению в теле.

Не скажу, что это единственная Мудрость, с которой я встречался; была Мудрость И.А. Егоровой и А.Е. Червотока, Рензо Молинари и Пьера Трико, была Мудрость моего учителя – С.И. Соколова, но сейчас о Томасе Расмуссене — это достойнейший представитель краниосакральной терапии, которого очень трудно переоценить.

Структура обучения предполагала много практики, много пальпации. Была возможность и приветствовалась смена партнёров. Живая подача, опыт ведущего, обилие практики и вовремя расставленные перерывы сделали семинар неутомительным и полезным.

Цены и оргметод вопросы

Цены на семинары Института Апледжера, проводимые через Институт Клинической Прикладной Кинезиологии составляют 35000-40000 рублей за семинар (2017 год). По окончанию семинара врачам выдаётся 2 документа: сертификат Института Апледжера и Удостоверение повышения квалификации от Института Клинической Прикладной Кинезиологии = 32 академических часа, идущих на образовательные баллы.

Кому полезен курс CS-1

Остеопатам

Мануальным терапевтам

Врачам любой специальности

Массажистам

Психотерапевтам-«телесникам»

Нормальным людям

Остеопатам – для развития своих пальпаторных навыков, облегчения своего Эго (об этом ниже), началу своего пути в Биодинамике.

Мануальным терапевтам и массажистам – для знакомства с другой парадигмой человека, знакомства с тонкой неманипулятивной работой, началу своей краниосакральной практики, или началу обучения остеопатии.

Врачам любой специальности – для знакомства с другой парадигмой человека, началу своей краниосакральной практики, или началу обучения остеопатии.

Психотерапевтам (психологам)-«телесникам» — для «анатомизации» своих психологических взглядов, знакомства с тонкой неманипулятивной работой, началу своей краниосакральной практики.

Нормальным людям – для знакомства с холистической парадигмой человека, обретения навыков самопомощи, возможно началу своей краниосакральной практики.

Про Эго

Так складывается, что врачам за годы обучения и работы внушается идея об их избранности в вопросах здоровья. Это, вероятно, эхо патерналистической (лат: paternus — отцовский, отеческий) модели здравоохранения, в которой активную роль всезнающего Отца играл врач, а пассивную роль страдающего Сына – пациент.

Похожая ситуация за годы обучения складывается и с остеопатами, только избранность здесь в отношении остеопатии. Основная претензия к Джону Апледжеру – это преподавание остеопатии (в лице краниосакральной терапии) нормальным людям, не медикам. Хотя Эндрю Тейлор Стилл занимался ровно тем же – преподавал остеопатию не медикам, и, насколько нам известно, чурался медицины.

Конечно, трудно принять мнение бухгалтера, или реставратора о функционировании человека, или даже об их ощущениях относительно этого функционирования – ведь право рассуждать об анатомии и физиологии имеем только мы — врачи:). Вот здесь и начинает облегчаться врачебное Эго — когда реставратор имеет пальпацию, достойную хорошего врача, и его пальпации не боится Сознание тела. И этому можно научиться.

Благодарим Вас мистер Rasmussen…

Часть первая здесь

D.O. Арсений Гуричев

Психология для жизни

 

ПОЛУЧИТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВАШЕЙ ЖИЗНИ,
НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА!

10 лекций в видео (HD) и аудио (mp.3) формате

Подробности

Более 8 гигабайт видео и более 1 гигабайта аудио

Диск 1. Инфантилизм. Взрослые дети

Диск 2. НЛП. Пресуппозиции (правила) для жизни

Диск 3. Постановка цели. Хорошо сформулированный результат

Диск 4. Секреты постановки цели. Визуализации

Диск 5. Бессознательное. Модели психики

Диск 6. Доступ к полю бессознательного

Диск 7. Структура «магии». От Феншуя до ГИБДД

Диск 8. Коммуникация. Общение: от методов к глубине

Диск 9. Микросоциум. Практическая социальная психология

Диск 10. Здоровье и болезнь. Странная, но практичная модель 

Подробности

Курсы по психологии

Краниосакральная терапия. Часть 1

Краниосакральная терапия

Фото: Linda Xu

Статья о краниосакральной терапии. Её отличия от остеопатии, этические и юридические риски, организационные аспекты, ответ на вопрос «Кому и зачем это нужно?»

Часть 1. Дискутабельная

Краниосакральная терапия

Краниосакральная терапия (КСТ, CranioSacral Therapy, CST, CS) – система представлений о функционировании человека, основанная на холизме, признании автономных ритмов в теле (особенно кранио-сакрального ритма, или первичного дыхания), способности человека к самоисцелению и терапия, основанная на этих принципах.

Автор КСТ американский остеопат доктор Джон Апледжер (John E. Upledger D.O., O.M.M.) — его коллеги: Институт Апледжера (Upledger Institute Inc), Палм Бич Гарденс, Флорида, США и многочисленные последователи по всему миру.

Джон Апледжер писал про КСТ: «Суть её приёмов можно изложить в двух словах: надо наложить руки на тело пациента и раствориться в процессе…»

Предтечи этого направления – остеопаты: Вильям Гарнер Сатерленд и Роллин Беккер. Первый дал основу представлений о краниосакральной системе (анатомия и краниосакральный ритм), второй – основу представлений о краниосакральной терапии, как диагностике и лечении.

КСТ и остеопатия

Джон Апледжер был остеопатом, и Вильям Гарнер Сатерленд был остеопатом, и Роллин Беккер был остеопатом, и базовые представления терапии остеопатические, базовые техники так же остеопатические.

В чём же отличия остеопатии и КС-терапии, зачем Джон Апледжер выделил её в отдельное направление, какие отличия объективные, а какие формальные.

Учебно-организационные сходства и отличия

КС-терапия преподаётся не медикам. Джон Апледжер, будучи врачом-остеопатом преподавал свой вариант остеопатии не медикам.

Кто может изучать КСТ и остеопатию

Пройти семинар и получить сертификат Института Апледжера может любой человек. КСТ доступна для изучения и практики не медикам. Это не исключает её изучения остеопатами, вообще врачами любой специальности и средними медицинскими специалистами. Остеопатию в России в настоящее время имеют право практиковать только врачи, прошедшие полноценный курс обучения.

Изучать остеопатию не медикам за рубежом — можно, в России… тоже можно, но легитимных Российских документов не будет. Поэтому некоторые остеопатические школы преподают остеопатию не медикам, и здесь различия между остеопатией и краниосакральной терапией размываются.

Кроме того, Институт Апледжера представлен в России Институтом Клинической Прикладной Кинезиологии, который параллельно с сертификатом Института Апледжера выдает курсантам-медикам российское удостоверение о повышении квалификации.

Про начало Российской остеопатии и КСТ здесь

Кто может практиковать КСТ и остеопатию

Можно ли практиковать КСТ? Краниосакральная терапия не лицензируется, и она не считается медицинской деятельностью. Поэтому, краниосакральную терапию может практиковать любой человек. Может ли врач-остеопат практиковать КСТ – да, ничто не мешает ему это делать. Может ли любой другой врач, или медицинский специалист со средним образованием практиковать КСТ – да.

Может ли практиковать остеопатию не медик – нет, её даже не может практиковать не сертифицированный врач-остеопат – это результат принятия остеопатии в систему Российского здравоохранения и её лицензирования. Неофициально любой человек также может практиковать остеопатию, но это сейчас наказуемое деяние – незаконное занятие медицинской деятельностью.

Учитывая полнейшую юридическую безграмотность некоторых наших остеопатов (врачей вообще) происходит пребывание в иллюзии правовой безопасности, хотя с 2017 года (год введения лицензирования) кроме административных есть некоторые и уголовные риски незаконного занятия остеопатией (статья 235 УК). Но это отдельная тема.

Интересная ситуация сложилась с биодинамикой, которую на совещании под эгидой Минздрава России «Актуальные вопросы остеопатии-2016» признали частью остеопатии соответственно, решили контролировать. Такого не произошло с КСТ, но такая перспектива есть.

Скорость навыка

Под скоростью навыка подразумевается то, как быстро человек может научиться работать. Сколько надо учиться, чтобы начать работать? Первого семинара (CS-1) достаточно для того, чтобы практиковать её (или слушать краниосакральный ритм?). Четыре дня практических занятий без лишних теорий дают навык. Это как посадить на велосипед и толкнуть – человек едет, без знаний об устройстве велосипеда, или с минимальными знаниями – «рама, руль, седло, педали».

Сколько надо времени, чтобы практиковать остеопатию? Ответ: 3,5-4 года, то есть после прохождения полного курса образования – это связано с сегодняшними юридическими требованиями. Но, это формально, а неформально первого семинара по остеопатии тоже мало для того что бы практиковать только остеопатию. Второго тоже мало… и третьего…

Реальный объём изучения материала столь велик, что нужно, действительно, 3,5-4 года, положенные на 6 лет базового медицинского образования. Хотя, что то можно делать и сразу – как это делают многие (и делал я, ещё до получения образования по остеопатии, занимаясь этим со своим наставником и самостоятельно).

Методологически остеопатия более тяжеловесна — базируется на знаниях анатомии, эмбриологии, физиологии, патологии и клинической медицины, практически не познаваемых нормальным человеком (не врачом).

Остеопатия и аллопатия

Остеопатия Эндрю Тейлора Стилла рождалась в 19 веке, а её основатель был очень ревнивым к своему детищу человеком. Стилл указывал на самодостаточность остеопатии и, наверное, был бы не согласен с сегодняшней ситуацией «аллопатизации» остеопатии в России, во Франции и в своей родной Америке. «Аллопатизация» остеопатии в России не подлежит сомнению – принципы Стилла попраны медицинской легализацией остеопатии с её стандартами, показаниями-противопоказаниями, лицензированием и заигрыванием с «сильными мира сего» в лице Минздрава, Минобра etc.

Безопасность для пациента

В остеопатии безопасность для пациента многократно продублирована: длительное обучение специалистов-медиков, оказание услуг в медицинских учреждениях, которые лицензируются, а это требует медосмотров врачей и иного персонала, соответствие санитарным нормам помещений, юридическая безопасность оказания услуги (договор, информированное согласие). Эта безопасность формальная, но она есть.

КСТ, как нелицензируемая деятельность, не имеет таких требований, но её безопасность заложена в другом – в её сущности – воздействия на пациента нет… Манипуляции, в обычном понимании, в краниосакральной терапии нет. Само пальпаторное терапевтическое воздействие адекватно весу 5 грамм, то есть механическое воздействие отсутствует.

В чём же риски КСТ?

Риски заложены в том, что человек без медицинского образования работает с больным и может пропустить заболевание, требующее специфического лечения. Туберкулёз, бронхоэктазы, злокачественные опухоли, подострая и хроническая субдуральная гематома, отслойка сетчатки, сахарный диабет, хронические герпетические инфекции, сосудистые мальформации, нарушения мозгового кровообращения, системные заболевания и многие-многие другие заболевания, которые могут быть диагностированы сугубо медицинскими методами в аллопатической парадигме, которую как ни крути имеют в своей голове врачи-остеопаты.

Общий анализ крови, биохимический анализ крови, рентгенологические исследования и МРТ, УЗИ, ЭКГ, РЭГ, ЭЭГ – послав на эти и другие три буквы можно вовремя выявить процесс и своевременно помочь. Это аллопатическое мышление, и оно спасло миллионы жизней (впрочем, погубило не меньше).

Достаточно ли пальпации

Пальпация. При всём уважении к пальпаторным навыкам и терапевтическому таланту (здесь совсем без иронии) реставратора, бухгалтера, психолога, или учителя физкультуры (с которым я учился) ни один из них не отличит туберкулёзную интоксикацию от вегетативного астенического синдрома при неврозе, или не заподозрит сдавление головного мозга подострой субдуральной гематомой только потому, что они не знают о существовании таких процессов.

Отговорки, что «мы не лечим», или что «мы не относимся к человеку как к пациенту», «мы не относимся к человеку, как к больному», или «организм сам выбирает свой путь выздоровления» — лишь отговорки, потому что человек идёт к нам как к «терапевту», «врачу», или «целителю».

Сравним остеопатию и КС-терапию в таблице

Признак Остеопатия КСТ
Официальное обучение Врач Любой человек
Неофициальное обучение Любой человек Любой человек
Медицинская практика Да, врачом Да, медиком
Немедицинская практика Любой человек Любой человек
Скорость получения навыка Низкая Высокая
Теория Остеопатическая и аллопатическая Остеопатическая
Безопасность Высокая Неоднозначная

Продолжение здесь

Кривошея новорожденных. Нервно-мышечный этюд

Кривошея

Фото: Andrew Pons

Эта статья о кривошее у детей, добавочном нерве – отщепенце и его друзьях, о грудино-ключично-сосцевидной мышце и затылке. Кривошея – это синдром, а не самостоятельное заболевание. Кривошея может быть проявлением разных нарушений нервной системы, черепа, шейного отдела позвоночника, ключиц, мышц и других анатомических структур.

Выводы

(что бы не читать всю статью и не узнавать важные нюансы)

Кривошея у новорожденных – синдром повреждения чего-то… чего — сразу сказать невозможно. Большая часть кривошей – это повреждение грудино-ключично-сосцевидной мышцы и/или нервной ткани в родах. Основной нерв для кривошеи – это добавочный (XI пара), и он может быть механически повреждён в большом затылочном и/или ярёмном отверстии, а механически и гипоксически — в головном мозге. Гипоксическое повреждение головного мозга может проявляться разными синдромами, в который включена и кривошея. Следующая причина кривошеи у новорожденных – это механическое повреждение шейного отдела позвоночника, оно в этой статье не рассматривается, как и особенности шейного отдела позвоночника детей раннего возраста. И так,

Грудино-ключично-сосцевидная мышца

Когда мы говорим о кривошее, мы говорим о грудино-ключично-сосцевидной мышце. Она относится к мышцам-дериватам жаберных дуг, в своём происхождении мышца отделяется от трапециевидной. Из-за этого имеется ряд особенностей:

— общая для указанных мышц иннервация,

— большая вариативность строения (от двух до четырёх ножек, доп. пучки),

-условие для недоразвития отдельных пучков и замещения их рубцом.

Последнее явилось основой предположения о формировании внутриутробного условия для кривошеи – большого количества недоразвитых мышечных волокон (Назаров А.Г. 2006).

Функция: сокращение одной – наклон головы и шеи в свою сторону, поднятие головы и противовращение. Сокращение обеих – вспомогательные мышцы вдоха; удержание головы прямо, что нужно человеку после того как он сядет, встанет и пойдёт, то есть у детей, собственно, эта функция востребована мало, как мало развиты и сосцевидные отростки височных костей. Двустороннее сокращение так же производит движение отрыва головы от подушки, что более востребовано детьми.

Нерв — отщепенец

Добавочный нерв входит в одну группу жаберных нервов (языкоглоточный, блуждающий, добавочный) – в группу блуждающего нерва, из которой выделился языкоглоточный нерв и отщепился – добавочный, они развиваются из последних жаберных дуг (Привес, 1998). Поэтому, клиника поражения этих нервов может пересекаться и совпадать.

Следует вспомнить, что языкоглоточный нерв осуществляет чувствительную и двигательную иннервацию нёба, гортани и глотки, от него отходят парасимпатические волокна к околоушной слюнной железе и вкусовые волокна к задней трети языка. В его функцию входит также участие в рефлекторном контроле дыхания, артериального давления и сердцебиения. На повреждение на уровне яремного отверстия указывают утрата сократительной способности задних мышц глотки, парестезия задней части языка, отсутствие рефлекса с каротидного синуса (не приводит к брадикардии).

Ядра – чистый изумруд

Добавочный нерв (N. accessori) имеет два ядра (скоплений ядер): первое ядро («двойное ядро») находится в головном мозге и является общим двигательным ядром для добавочного, языкоглоточного и блуждающего нервов. Второе ядро (ядра) расположено в сером веществе шейной части спинного мозга на протяжении верхних 1-5 (2-6) сегментов — из этих ядер корешок добавочного нерва, который поднимается из шеи вверх и через большое отверстие затылочной кости заходит в череп, где соединяется с церебральным корешком и формирует собственно добавочный нерв.

Неврологические особенности

Из-за связей двойного ядра с тройничным нервом и ядром одиночного пути возникают условия для возникновения рефлекторных дуг, опосредующих возникновение кашля, попёрхиваний, тошноты и рвоты в ответ на раздражение дыхательных путей.

Грудино-ключично-сосцевидная мышца из-за указанных особенностей иннервации является мышцей с многочисленными миофасциальными триггерными точками, которые проявляются различными болевыми и вегетативными феноменами: головная боль, боли в шее в горле, лицевые боли, боли в трапециевидных мышцах, вегетативные нарушения глаза и уха, включая нарушения проприорецепции с головокружениями.

В составе синдромов

Лёгкая родовая травма, которая даже не зафиксирована в медицинских документах, способна привести к мозговой дисфункции с серьезными проявлениями в последующем.

В подостром и восстановительном периоде родового повреждения мозга и нервов, любого – механического, гипоксического происхождения, могут развиваться неврологические синдромы, в составе которых может быть и кривошея: цереброастенический, вегетативный, судорожный и другие. Наличие 14 биллионов нейронов в головном мозге обусловливает «весьма скудное существование, зависящее ежеминутно от адекватных поставок глюкозы и кислорода, что в свою очередь определяется деятельностью дыхательной и кровеносной систем» (Jackson, 1966).

Акушерские параличи рук часто сопровождаются кривошеей, которая развивается в связи с одновременным механическим повреждением мышцы, кровоизлиянием в неё, а также анталгическим положением головы при резком болевом синдроме. Такие повреждения часто сопровождаются переломом ключицы (Якунин Ю.А., Ямпольская Э.И., 1979).

Повреждения кости

Основные зоны конфликта добавочного нерва – это большое отверстие затылочной кости и ярёмные отверстия, то есть оба относятся к затылочной кости.

Условия повреждения затылочной кости: травмирующее родовспоможение с многократными осевыми и ротационными векторами механических сил на уровне головы, шеи и их соединений; относительно низкая амортизационная способность С0 – С1 – сочленения первого шейного позвонка с затылочной костью более ригидны, чем остальные суставы шеи и у них нет возможности в достаточной мере амортизировать механические нагрузки на шею и голову.

Большая гибкость частей самой затылочной кости, которая в период рождения и ранний послеродовый период значительно подвижна, за счёт особенностей окостенения (Андронеску, 1970, Привес, 1998, Егорова, 2006): чешуя затылочной кости имеет мембранозное происхождение с двумя точками окостенения, нижняя часть – хрящевое с шестью точками окостенения и на момент родов части затылочной кости соединены хрящевой тканью, что нужно для свободной конфигурации головки в родах.

У новорожденных дисфункции черепных нервов следует искать при не всегда ясных последствиях родовой травмы черепа. Необходимо напомнить, что 8 костей черепа взрослого человека (клиновидная, затылочная, височные, лобная, решетчатая и верхние челюсти) у новорожденного состоят из 20 предкостных элементов, что свидетельствует о повышенной вероятности их повреждения (H. Magoun, J. Amer).

Жалобное скуление вместо мощного вопля

Отсутствие или задержка первого крика может объясняться травматической фиксацией затылка, слабый крик, хрип или сопение, «жалобное скуление вместо мощного вопля» также указывают на травму черепа и вовлечение в травму нервов. Новорожденный, который вместо того, чтобы плакать, только морщится и корчится, не может сблизить голосовые связки из-за поражения блуждающего нерва. Избыточный или постоянный плач свидетельствует о том же самом. Срыгивание может быть обусловлено ущемлением заднего ядра блуждающего нерва, двойного ядра или ganglion nodosum. Срыгивание через нос указывает на нарушение функции голосовой щели из-за вовлечения блуждающего нерва (H. Magoun, J. Amer).

Дети пользуются внутренним знанием (телесное сознание, бессознательное) о подвижности костей и сами пытаются лечить себя — бьются или трутся головой, такое поведение продиктовано стремлением устранить ограничение подвижности костей черепа.

Большое количество региональных и отдалённых механических тяг за счёт соответствующих прикреплений мышц спины снаружи, и твёрдой мозговой оболочки изнутри, которая в затылочной кости имеет максимальную площадь прикреплений, далее (в позвоночнике), относительно свободно спускаясь до крестца.

Повреждение мышцы

Повреждение в родах грудино-ключично-сосцевидной мышцы столь часто, что даже в учебных пособиях по нормальной анатомии есть указание об этом (Крис Джерми, Атлас скелетно-мышечной анатомии, 2004).

По мнению многих авторов причина кривошеи кроется в родах: ручное пособие и другие акушерские манипуляции вызывают травму одной из грудино-ключично-сосцевидных мышц, вследствие чего возникает рубцовое перерождение мышцы (Stromeyer, 1838); родовое механическое повреждение мышцы и рефлекторное нарушение её трофики (Новотельнов С.А., 1937); асимметричное сдавление грудино-ключично-сосцевидной мышцы пуповиной в родах (Студзинский И. В., 1951); родовая травма с явлениями недостаточности кровоснабжения и венозным стазом в мышце (Сназин В.Я., 2006).

Внутриутробное условие деформации: укорочение грудино-ключично-сосцевидной мышцы при значительном наклоне головки в полости матки и дальнейшем повреждении во время родового акта (Petersen, 1884). Порок развития грудино-ключично-сосцевидной мышцы (Beck, 1922; Афанасьева В. М., 1944). Миозит, как следствие инфекционного поражения (Volkmann, 1885; Miculicz, 1895; Kader, 1896) с последующим фиброзированием.

Если ничего не делать

Повреждённые мышечные волокна находятся в дистрофии и постепенно замещаются рубцом, локальное утолщение мышцы постепенно увеличивается, соответственно увеличивается наклон головы и уменьшается объем движений (Афанасьева В.М.), такие явления нарастают к 5-6 неделе, а потом — при благоприятном исходе постепенно уменьшаются и исчезают к 4-8 месяцу жизни (Степанов Э.А., 1999), поверхностная фасция шеи имеет обычное строение без признаков воспаления или рубцов (Петровский Б.В., 1980).

При негативном сценарии мышца остаётся плотной, ригидной, отстает в росте от другой, с ростом ребенка состояние становиться всё более явным: прогрессируют поворот,  наклон головы и асимметрия, и к 3-6 годам деформация заметно увеличивается (Юхнова О.М, 2002), формируется сколиоз (Рахматуллаев, Х.Р., 2003, Тарасов, О.Ф., 2004), проявляются периферические ортопедические (или неврологические) нарушения, такие как косолапость (Пономарева, Г.А., 2001).

Позиционное условие кривошеи

Новорожденный ребёнок по 20 часов в сутки проводит, лёжа на спине, эти часы голова поворачивается, как правило в одну сторону – к источнику света, или звука, а так же преимущественно в одну сторону при кормлении. Такую кривошею считают ложной, так как у неё нет структуральных причин, её причина — привычка. Как отличить?

Способ педиатрический. Если ребёнку поворачивать голову в положение прямо, а он начинает плакать и кричать, то кривошея истинная (Новикова В.П., 2007).

Способ остеопатический. Если ребёнка повертеть в разные стороны, и при этом его голова не поворачивается в одну из сторон, то такая кривошея истинная, если же голова поворачивается, то кривошея ложная (Катрин Род де Вершер, Бертран Шнайдер, 2012).

Итого

Кривошея у новорожденных – синдром повреждения чего-то… чего — сразу сказать невозможно. Большая часть кривошей – это повреждение грудино-ключично-сосцевидной мышцы и/или нервной ткани в родах. Основной нерв для кривошеи – это добавочный (XI пара), и он может быть механически повреждён в большом затылочном и/или ярёмном отверстии, а механически и гипоксически — в головном мозге. Гипоксическое повреждение головного мозга может проявляться разными синдромами, в который включена и кривошея. Следующая причина кривошеи у новорожденных – это механическое повреждение шейного отдела позвоночника, оно в этой статье не рассматривается, как и особенности шейного отдела позвоночника детей раннего возраста.

Решение найдётся!

D.O. Арсений Гуричев

30 толковых книг по массажу

Массаж

Выкладываю небольшую (34 книги) коллекцию зарубежных книг по массажу в PDF-формате — с ознакомительной целью.

Массаж

В медицине вообще, и в массаже в частности, информационная составляющая очень важна. Книг по массажу в магазинах много, толковых — мало.

Как почитать?

Подпишитесь на материалы Биосферы справа в окне и вам придёт ссылка на коробку. В письмах информационной рассылки то же будет эта ссылка, а так же другие полезные материалы. Выложены подобные микробиблиотеки по остеопатии, мануальной терапии и хиропрактике. С ознакомительной целью.

Решение найдётся!

Массаж

15 толковых книг по хиропрактике

Хиропрактика

Выкладываю небольшую (15 книг) коллекцию зарубежных книг по хиропрактике в PDF-формате — с ознакомительной целью.

Хиропрактика

В медицине вообще, и в хиропрактике в частности, информационная составляющая очень важна. Книг по хиропрактике в наших магазинах нет.

Как почитать?

Подпишитесь на материалы Биосферы справа в окне и вам придёт ссылка на коробку. В письмах информационной рассылки то же будет эта ссылка, а так же другие полезные материалы. Выложены подобные микробиблиотеки по остеопатиимануальной терапии и массажу. С ознакомительной целью.

Решение найдётся!

30 толковых книг по мануальной терапии

Мануальная терапия

Выкладываю небольшую (30 книг) коллекцию зарубежных книг по мануальной терапии в PDF-формате — всё это с ознакомительной целью.

Мануальная терапия

В медицине вообще, и в мануальной терапии в частности, информационная составляющая очень важна. Книг по мануальной терапии в магазинах очень мало, или они написаны на уровне «Мануальная терапия — что это».

Как почитать?

Подпишитесь на материалы Биосферы справа в окне и вам придёт ссылка на коробку. В письмах информационной рассылки то же будет эта ссылка, а так же другие полезные материалы. Выложены подобные микробиблиотеки по остеопатии и массажу, хиропрактике. С ознакомительной целью.

Решение найдётся!

Мануальная терапия

30 толковых книг по остеопатии

Остеопатия

Выкладываю небольшую (30 книг) коллекцию зарубежных книг по остеопатии в PDF-формате — всё это с ознакомительной целью.

Что такое остеопатия?

В медицине вообще, и в остеопатии в частности, информационная составляющая очень важна. Книг по остеопатии в магазинах очень мало, или они написаны на уровне «Остеопатия — что это» (Что такое остеопатия, что лечит остеопатия).

Как почитать?

Подпишитесь на материалы Биосферы справа в окне и вам придёт ссылка на коробку. В письмах информационной рассылки то же будет эта ссылка, а так же другие полезные материалы. Выложены подобные микробиблиотеки по мануальной терапии, хиропрактике и массажу. С ознакомительной целью.

Решение найдётся!

Остеопатия